Реклама

Среда, 28 июня 2017 11:53 // Прочитано 546 раз

Рождение звука - Баллада о звуке и немного о музыке в размышлениях дилетанта у театрального подъезда

«Наставницей я себе природу – учительницу всех учителей».

Леонардо да Винчи

 

«Чтобы постичь гармонию в музыке, прежде нужно понять диссонанс».

Плутарх

Его появление следует отнести к Большому Взрыву, происшедшего около 12-15 млрд. лет назад – событие, считающееся рождением Вселенной. И до сих пор его угасающее эхо доносится до нас от бескрайних просторов Космоса.

Появился страшно. С интенсивностью в миллиардах мегаватт на квадратный метр и громкостью в неисчислимых децибелах (дБ) он мгно- венно уничтожил бы все живое вокруг, если бы, конечно, оно существова- ло. Появился со всеми своими атрибутами, со всем, что составлял его спектр: инфразвук, ультразвук, гиперзвук и т.д. Он есть везде. Каждый космический объект, каждое небесное тело – будь то звезда, планета, их спутники содержит звук, имеет свой голос.

Имеет свой голос наше Солнце – по всей Солнечной системе слышен гул его протуберанцев. Солнце относительно молодое – ему около 4,7 млрд. лет. Наша Земля чуть моложе – 4,6 млрд. лет. Это наша родная планета – посмотрим подробнее.

Собственный голос Земли очень низкий, вернее это – инфразвук. Люди часто и в разных местах слышат этот голос – голос чаще всего как глухой протяжный стон. И не удивительно. Уже сейчас, несмотря на фантастич- ность высказывания, ученые-геофизики считают, что наша планета живая, и она кричит, стонет. Ей больно, когда в нее глубоко вонзается бур нефтяни- ка; ей больно, когда ее нежную кожу утюжат многотонные танки; ей больно, когда ее разрыва-ют ядерными взрывами… Только из обнародованных на территории Советского Союза в свое время с хозяйственными целями было произведено около 150 ядерных взрывов. Она, наша Земля, задыхается от захламленности миллионов квадратных километров Мирового океана… Может кто-нибудь скажет, что делают бутылки из-под пива и консервные банки на глубине 11 км – Марианской впадине – как они туда попали (Вряд-ли кто- то специально спускался попить пивка и закусить консервами). А на поверх- ности океанов накопилось столько мусора, что скорее всего уже не расчистить даже если за это возьмется все человечество. О загрязненности экологии из великого множества фактов только два: лед на вершинах Гималаев весь пропитан солями тяжелых металлов. И другой факт. Я нигде не нашел сведений что пингвины Антарктиды начали развивать у себя сельское хозяйство. Но тогда почему в их печени обнаружены ядохимика- ты-пестициды?

И как же после этого охарактеризовать того, кто гордо называет себя Homosapiens – «человек разумный»? Неприятно слышаться с одним из героев книг Рафаэло Сабатини, когда он назвал этого человека «самым омерзительным творением Бога». (Герой был врачом). Благодаря этому творению с лица Земли каждый день безвозвратно исчезает до 130 видов живых существ: растений, животных, птиц, насекомых, а это в тысячу раз быстрее естественного уровня. И еще. Только один трансатлантический перелет одного борта сжигает в атмосфере 50 тонн чистого кислорода. А сколько всего этих бортов… А ведь есть еще автомобили, заводы и прочая техника и сооружения. А то, что каждую минуту вырубается 20 гектаров тро- пического леса – легкие нашей Земли… Еще?! Или пока достаточно, тем более мы несколько отклонились от канавы основной темы.

Возвращаясь к теме. Укажем, что собственный голос имеет как каждый небиологический – предметы, машины, камни, – так и биологический объект: будь то растение, животное (человек в т.ч.). Каждый их орган, более того каждая часть органа имеют свою частоту колебания, а значит свою частоту испускания звука – вне зависимости от того– находится эта частота в пределах слы- шимости органа слуха человека или вне его досягаемости. (На послед- нем утверждении, кстати, строится современная музыкотерапия, но об этом чуть позже).

Я упомянул камни. Пишут, что живший во 2-ой половине XIX века Рудольф Штайнер в свои детские годы общался с ними. А в разных местах планеты, в частности, Карелии, Пенсильвании в США и особенно на Севере-Западе Австралии имеются валуны, которые считаются самыми древними – им около 2,5 млрд. лет – и самыми стойкими живыми организмами – строматолиты. Впрочем, опять отклонились от темы. В завершение этого вопроса скажу только, думаю для природы деление звука на инфра, ультра и т.д. Чисто условно. Особенно на «слышимый», «неслышимый». Слышимый кем? Человеком? Но его слуховой аппарат имеет очень и очень ограниченные возмож- ности в лучшем случае в диапазоне от 20 до 20000 Гц. Правда некоторым людям присуще такое явление как синестезия. Но об этом тоже чуть позже. И завершая разговор о диапазоне, скажем, что у животных он значительно шире. Это подтверждается у несколько тысяч их видов тем, что они предчувствуют различные земные катаклизмы, т.к. им предшествуют из- менения в высоте звуков, тональности фоновых шумов. Другими словами, они распознают инфра и ультразвук.

Теперь мы подошли к существу. Который, как мы уже говорили, гордо именует себя как Homosapiens, т.е. «человек разумный». Не вступая в дискуссию насчет разумности, отметим только начало его появления на Земле по различным источникам датируется в довольно широком коридоре времени от 2 млн до 8 млн. лет назад. Впрочем, касательно темы нам это сейчас и не так уж и важно. Имеет значение лишь то, что по последним археологическим данным его горло приобрело анатомическую возможность для членораздельной речи всего лишь 200 тыс. лет назад. Ведь чтобы произнести даже одно слово нужно задейство- вать около ста мышц. А по найденным петроглифам (наскальным рисункам древних охотников) музыка и вовсе появилась около 40 тыс. лет назад. Хотя Скорее всего намного раньше. (т.е. это как же – говорить я могу уже, что же может мне помешать петь хотя бы. Если не играть). Ну, возраст чего-либо или кого-либо мы научились определять. Для этого у нас сейчас есть самый прекрасный счетчик времени – кристаллы циркона.

Зачатки нотной грамоты находим еще у древних египтян. Чуть более продвинуты в этом древние римляне. По оставленным записям современников узнаем, что, например, император Нерон мог взять диапазон в три октавы. Не решусь оспаривать – император все же. А вот ближе к нам по времени Иван Грозный помимо того, что царь – говорят был еще великим композитором. Ну, композитор, так композитор.

Итак, музыка. Сразу нужно сказать, что основное предназначение сценического искусства (а музыка к нему и относится), да и вообще искусства – арттерапия – воздействие как на душу, так и на тело с оздоровительной целью (в широком и узком смысле слова). Ну, хотя бы близко к этому. Для начала нам нужен зал. (Раньше была пещера. Но это не принципиально, можно ехать или идти по степи, степи нет – выйти в поле). Т.е. речь о музыкальной акустике. О музыкальной акустике давно все что нужно уже сказано. Концертные залы строятся по правилу «золотого сечения» для хорошей реверберации (эхо от стен), особенно для низких частот.

Хочу пройтись по некоторым залам Казани.

Зал театра им. Тинчурина. Здесь куда бы ты не садился музыка в прямом смысле обволакивает и с ощущением теплоты буквально укутывает тебя. Супер. Более идеальной акустики в Казани я не знаю (в моем понимании, конечно).

Хорош зал теперешней Госфилармонии (бывший дворец им. С.М.Кирова).

Был еще театра оперы и балета, но после того, как в результате ремонта под партером убрали стекло – плохая.

Камаловский театр на мой взгляд (слух) не дотягивает, но его вытягивают хорошие голоса актеров.

Был еще театр «99», акустика вполне себе нечего была, даже если в зале сидело всего несколько человек.

О других казанских залах ничего определенного сказать не могу, разве что в свое время мне нравился зал «МЦ».

Понятно, что в каком бы зале не намечался концерт, звукорежиссеру предстоя ла большая подготовительная работа: здесь ведь ему приходится учитывать очень многое, включая и время года, погоду за окном (влажность, темпе- ратуру и т.д.).

Далее по плану идет инструментовка.

Орган. Уже само на- звание вызывает трепет. Еще начиная с конца 60-х прошлого столетия, я стремился приобрести абонемент. Этот инструмент (слово-то какое-то банальное применительно к органу) действительно можно считать, как подарок от Бога. Что это такое, и как это влияет на людские души, особенно остро начинаешь ощущать, побывав в кафедральных соборах Западной Европы и прослушав поистине, божественную музыку (некоторые органы имеют свои собственные имена, как, например, греческий – «Хаммонд».

Здесь все ясно. И вопросы на этом можно и закрыть, разве что просто упомянуть так красочно описанное Даниелом Мей- сон фортепиано «Эрард». Ведь средневековые азиатские певцы и на одно- струнном инструменте зажигали сердца слушателей. Ведь многое, если не все зависело от мастерства исполнителей.

Значит, исполнители (инструментовка).

Зарина. Прильнув друг к другу инструмент и, она выдают не только чудесные звуки, но и исполняют волшебный танец. Оставим этот союз инструмента и восхитительной женственности продолжать дарить радость в любовании торжества красоты – красоты природы, где на ее лоне Человек является совершеннейшим творением Всевышнего. И перейдем к исполнительскому искусству класса баяна.

Татарский народ богат на талантливых музыкантов. Сам дух народа, сам язык великого Тукая располагает к музыке. Слишком длинный список баянистов получился бы, если бы я их взялся перечислять. Три штриха, только три штриха нашей богатой музыкальной культуры. Ринат Валиев. Искусство его исполнения и блистающая так ему идущая его улыбка не нуждаются в коммен- тариях.

Рустем Валеев. Снят фильм. Нечего добавить. Очень жаль, что так рано ушел, хотя жизнь его была по-настоящему счастливой. Эти два имени слишком известны, и мне действительно здесь нечего добавить. Но я хочу представить еще одного, только одного.

Утренник в честь праздника в детском саду. Обычный утренник, не- обычным кажется только то, что в небольшом зале на переднем краю ста- вится стульчик, на него садится маленький мальчик – он выглядит низ- корослым даже на фоне своих сверстников. Ему на колени водружается баян. Из-за баяна сверху видны только черные бусинки глаза, а поллица закрывает музыкальный инструмент. Мальчик еще совсем маленький, ему пока не под силу даже поднять этот баян. Исполняется одна мелодия, вторая, третья… Аплодисменты около полусотни родителей занимавших вторую половину зала.

Затем школа. Музыкальное училище. И все время сопровождение концертов, бесконечные гастро ли, участие во встречах. Обычно уже шестнадцатые доли даются с трудом, а он откуда-то вытаскивает тридцать вторые.

А исполнять классику или скажем русскую музыку, как он говорил «по-татарски», виртуозно вплетая неповторимую татарскую мелизматику! Его жизнь была достаточно драматична (как, впрочем, у большинства гениев – а он без сомнения был гений). И ушел он, оставив в памяти о себе в сердцах, его знавших чарующие звуки, которые он извлекал из неказистого инструмента. Оставив несколько прекрасных полотен с изображениями родного пейзажа – ведь помимо всего он был еще и художником от Бога. Существует мнение, что родившиеся и выросшие в той части села, которая называется «Әрәмә очы» уже изначально наделены музыкальным и художественным даром. Здесь причина видимо, действительно в колодце (колодец был как раз напротив ворот дома где он родился и вырос). В колодце с удивительно вкусной, даже чуть сладкой воде, что вспоенные ею вырастали. Так или не так. Но талантливых музыкантов больше всего дала именно эта часть села. Я специально ходил и очень любил пить из этого колодца и до сегодняшнего дня не встречал источника с более вкусной водой. Жаль только этот колодец уже давно засыпан. На его мес-те стоит водопроводная колонка, из которой течет вода с привкусом нефти.

(Если утрировать, то ко- личество нефтяных вышек скоро будет сопоставимо с числом деревьев в лесу). Собственно, и «Әрәмә» как такового тоже уже давно нет. В свое время все было вырублено и уничтожено по указанию райкома КПСС для расширения посевных площадей. Но сейчас там все заросло бурьяном, татарником, лебедой – правда их можно было бы использовать как эффективные лекарства, но это уже другой вопрос.

И брожу я вдоль речки Сон – одного из притоков Волги, но тем местам, по которым мы с тобой каждый раз при встрече проходили. Иду к тому месту на том же берегу, где когда-то мы с тобой дали импровизированный концерт на лоне природы. Иногда я смотрю видеозапись этого концерта… смотрю с щемящим сердцем, смотрю и вспоминаю… вспоминаю…

Какой же еще эпитафии достоин  Ты – мой непревзойденный кумир в высшем исполнительском искусстве на баяне! Ты – мой славный товарищ детства и юности! Ты – мой незабвенный друг до последнего часа! Ты – Мидхат Фахрутдинов! Щемящее чувство утраты не покидает меня до сих пор.

Прежде чем, как перейти к исполнителям певческого искусства, нужно коснуться еще одной позиции. Когда исполнителей на музыкальных инструментах становится слишком много, то нужен кто- то, кто умело направлял их. Желательно синхронно, в лад. Слаженно. Идеально, когда этот кто-то и коллектив исполнителей составляют единое целое. Таким безупречным «кто-то» на протяжении достаточно длительного времени и был Натан Григорьевич Рахлин. Он взмахами своей палочки напоминал волшебника. Он и был волшебником. Находящийся перед ним коллектив музыкантов просто обожал его. Он был неотъемлемой частью этого коллектива. Это было редкое единство душ дирижера и оркестра.

Александр Сладковский. Понятно, что другого Натана Григорьевича нет и вряд ли будет. Здесь волшебник не ощущается. Судя по всему, он не стремится им стать и кажется, что это ему не так уж и не нужно. Хотя… если поменьше жесткости… А, впрочем, это не мое дело. Да и не мне судить о таких высоких материях. Да к тому же это ведь всего лишь взгляд из-за угла стороннего дилетанта (как это указано еще в заглавии статьи), не претендующе- го на бесспорность своих суждений.

(Продолжение в следующем номере)

Автор:  Тахир Сайдбатталов


Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Игъланнар тактасы

Конкурслар

Филиал АО «ТАТМЕДИА» Редакция журнала «Сәхнә»

Учредитель СМИ: АО «ТАТМЕДИА». Сайт зарегистрирован ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (РОСКОМНАДЗОР). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 – 69870 от 29.05.2017 г.

Адрес редакции: 420066, Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов д. 2
Телефон редакции +7 (843) 222-05-40 (16-10), e-mail: saxna@mail.ru

Режим работы: Понедельник–пятница с 9.00 до 18:00. Выходные: суббота, воскресенье.
Главный редактор: Хуснутдинов Зиннур Зиятдинович

Частичное или полное воспроизведение материалов журнала «Сәхнә» или сайта sahne.ru возможно только при наличии гиперссылки. 

© 2011 - 2018. Журнал «СӘХНӘ» . Все права защищены.
© ТАТМЕДИА. Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом. Перепечатка, воспроизведение и распространение
в любом объеме информации, размещенной на сайте, возможна только с письменного согласия редакций СМИ.
Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям РТ

Политика о персональных данных

12+