Среда, 12 апреля 2017 09:16 // Прочитано 826 раз

“Муж на час” или на всю жизнь...

По жанру пьеса Айгуль Ахметгалиевой «Ул бит кичә иде» («Это было вчера») лирическая комедия, соединяющая в себе лирическое и комическое начала. Произведение пронизывает добрый, мягкий смех.

В центре внимание драматурга взаимоотношения мужчины и женщины, история их любви. Этим и определяется конфликт, который представляет собой столкновение влюбленных.  В тоже время в «Ул бит кичә иде» мы наблюдаем ломку традиционных жанровых канонов. Наряду с традиционным конфликтом (мужчина-женщина) автор стремится обозначить внутренний конфликт. Мы наблюдаем психологизацию героев. На сцену выводятся рефлексирующие герои, которые часто показаны не через поступки, а через их рассуждения. Порой реплики выливаются в философские размышления о жизни, времени и о себе. 

 

Герои – “не-герои”. Это обычные люди, которым не хватает некоторых качеств, необходимых для победы. Секрет симпатий зрителей к героям этой комедии прост.  А.Ахметгалиева высвечивает их характер в динамике. Так, неприспособленная к житейским мелочам «синий чулок» Диляра (Гульмира Исмагилова) неожиданно демонстрирует житейскую мудрость: «отпускает мужа», чтобы он испытал радость отцовства, т.к. не смогла родить за годы брака ему ребенка. Летающая на первый взгляд в облаках героиня не раз демонстрирует повышенную чуткость по отношению к окружающим (слушает «вирши» соседа, улаживает конфликты подруги с мужем).

В этом же русле вылеплены и характеры других персонажей комедии.

«Колючий», разочаровавший в женщинах Асхат (Азат Валитов) в миг преобразуется во влюбленного, романтического, нерешительного персонажа.

Экспрессивный татарский Отелло Зульфат (Артур Кунакбаев) оказывается миролюбивым «теленком» под боком супруги. Его реплики в зал никого не оставили равнодушным. Блестящая актерская работа.

Скандалистка Танзиля (Римма Кагарманова), которую всегда заносит, оказывается склонна к самоанализу. Римме Кагармановой удалось очень ярко создать на сцене женщину-ртуть, «беса в юбке».

Сосед Нургалим (Ильдар Саитов), хорохорящийся при каждом удобном случае, «потерявшийся» после смерти жены, вдруг в некоторых ситуациях демонстрирует поразительную трезвость мысли, обретает маску старика-мудреца.

Римма (Лилия Галина), яркий пример современной молодежи, при все бесшабашности внешнего облика гота, вдруг демонстрирует «всеядность»: говорящая на молодежном сленге ориентируется в классике, проявляет изрядную чуткость в отношении к собственному дяди. Лилии Галиной удалось создать надолго врезающийся в память образ, который оставляет за собой дидактическое послевкусие.  После спектакля зритель находится долго во власти этого образа, позволяющего разобраться в сегодняшней молодежи.      

А.Ахметгалиева пытается осмыслить и социальный конфликт эпохи, показать негативные стороны жизни (экономическая нестабильность, проблемы ЖКХ, одиночество современных людей и др.).

Чтобы придать комедии лирическое настроение, раскрыть глубже душевное состояние героев, А.Ахметгалиева включает в драматический текст песенные куплеты, лирические стихи (композитор Ильшат Яхин). Это является особенностью стиля драматургов-поэтов.

Интрига поддерживается за счет псевдо “любовных треугольников”, возникающих в мыслях героев: Нургали абый: Диляра – Зульфат – Танзиля; Асхат: Асхат – Диляра – Зульфат; Зульфат: Асхат – Танзиля – Зульфат. Динамизм и комизм достигается за счет неожиданных поворотов событий, множества  курьёзных и весёлых ситуаций. В конце всех ждет счастливое разрешение череды недоразумений.

Местом действия становится квартира главной героини, которая за счет имеющихся в ней коммунальных проблем превращается в метафору семейного гнезда, чтобы свить которое, необходимо приложить изрядные усилия.

По воле художника (Булат Ибрагимов), квартира превращается в трансформер-пазл. Динамизм обычной жизни передан через движение мебельных групп. На глазах у зрителей герои стремятся вставить нужный пазл в пространство собственной жизни, чтобы сделать ее гармоничной. Накал страстей визуализируется через задник, мебельные фасады, которые внешне напоминают электросхемы. Тьму жизни пробивают искры, которые либо становятся источником устойчивого горения, либо гаснут, не найдя подпитки. Так метафорически подчеркнута заложенная в произведении идея случайного знакомства, которая может стать судьбоносной в жизни героя. В то же время этот рисунок очень точно передает темп жизни современного человека.     

Раскрытию идейно-эстетической концепции пьесы подчинены и знаки-символы (дверь в квартире Диляры с разбитым замком; ключ гаечный разводной; мягкая игрушка; свадебное платье; телефон).

Дополнительный шарм спектаклю уфимцев добавила гремучая смесь танцев Зульфата и Танзили (балетмейстер Сулпан Аскарова). Латино, восточный танец, хип-хоп и др. не только придавали сюжету динамику, но и помогали ярче представить палитру эмоций героев, градус семейных отношений.

А.Ахметгалиева очень удачно использует в пьесе такие средства комического, как алогизм, путаница, подмена, “глухой” диалог, пародирование, лексические искажения, гипербола, клоунада.

Изюминкой спектакля становится его начало: скандал в зрительском заре (находка режиссера А.Абушахманова).      

Нам довелось посмотреть три спектакля по пьесе  Айгуль Ахметгалиевой «Ул бит кичә иде», переименованную режиссерами в “Муж на час” (постановки театральных коллективов г. Н.Челны, Оренбурга, Уфы). Две из них работы режиссера Айрата Абушахманова. На наш вгзляд, “золотую середину” комического удалось достичь коллективу Оренбургского татарского драматического театра. Спектакль укладывается в татарский адаб, т.к. в арсенале артистов не встречаются грубых шуток из арсенала тамады на свадьбе. Уфимцы, на наш вгляд, переусердствовали при акцентировании “телесности” в поведении героев. Некоторые сцены из-за этого выглядели вульгарными, пошлыми. Очевидно, что режиссер сознательно пошел на это, что добиться легкого успеха у зрителей, поклонников юмора в стилистике “Мунча ташы” или телеКВНов..., обеспечить спектаклю кассовый сбор.

Спектакль уфимцев был тепло встречен зрителями. Наградой актерам стал дружный смех зрителей и апплодисменты. 

http://kalebtatar.ru




Поделитесь с друзьями

© 2015-2018 Сетевое издание Сәхнә-Сцена.Все права защищены.

© ТАТМЕДИА. Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом. Перепечатка, воспроизведение и распространениев любом объеме информации, размещенной на сайте, возможна при наличии гиперссылки или с письменного согласия редакций СМИ.

Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям РТ.

Наименование СМИ: Сәхнә-Сцена (sahne.ru). Сайт зарегистрирован ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (РОСКОМНАДЗОР). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 – 69870 от 29.05.2017 г.

Учредитель СМИ: АО «ТАТМЕДИА». Адрес: 420066, Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов д. 2

Адрес редакции: 420066, Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов д. 2, 7 этаж.Телефон редакции +7 (843) 222-05-40 (1610), e-mail: saxna@mail.ru .

Главный редактор: Хуснутдинов Зиннур Зиятдинович (Зиннур Хуснияр).

О фактах коррупции просим сообщать по адресу saxna@mail.ru .

Антикоррупционная политика

Политика о персональных данных

Настоящий ресурс может содержать материалы 12+