О театре Тана Еникеева

1 октября 2018 года исполнилось 70 лет со дня рождения известного театрального художника Тана Гумеровича Еникеева.

Я много лет знакома с Таном Гумеровичем, мне не раз доводилось беседовать с ним, смотреть оформленные им спектакли, которые, обладая большой эстетической ценностью и наглядно демонстрируя лучшие достижения российского театрально-декорационного искусства, с успехом идут на сценах башкирского, татарского, русского театров. Тан Гумерович Еникеев — театральный художник, дизайнер, живописец, график. Окончил театрально-декорационное отделение факультета живописи МГХИ им. В.И.Сурикова (1969–1975). Участник многих всесоюзных, всероссийских, республиканских выставок. По окончании Суриковского института он участвует на Международной выставке сценографии «Пражская квадриеннале» (1975, 1983), где экспонирует эскизы к спектаклю «Долгое-долгое детство» по пьесе М.Карима, а также эскизы и макет к опере Р.Вагнера «Кольцо нибелунга». Работы художника были представлены на выставках советской сценографии в Финляндии (1983), Польше (1984), Германии (1989). Тан Еникеев — значительная фигура в истории российского театрально-декорационного искусства. И все же, говоря о деятельности Тана Гумеровича, уместнее использовать термин «сценография», так как его творчество наиболее ярко характеризует это художественное явление, основанное на символических деталях, конструкциях, ассоциативных и новейших технических приемах. Тан Еникеев шёл к своему театру, утверждая своё видение мира, своё понимание искусства. Присутствие театра ощущается в каждом проявлении творческой манеры мастера. Он мыслит категориями театра, неисчерпаемого в своих возможностях. Напряжённая эмоциональность и декоративность, свойственные эскизам декораций, присущи и его станковым работам. Его серии живописных и графических работ театральны, они воспринимаются как эскизы, макеты сцены, спектакля. Для них характерна несколько театрально аффектированная эмоциональность образов, специфическое понимание пространства, очень динамичного, часто растянутого по вертикали или горизонтали. В некоторых работах наблюдается стремление художника к утверждению плоскости, увлечение орнаментальностью форм. В его картинах нет краев, как и во многих сценографических решениях отсутствует периферия. Пространство картин состоит из многих смысловых уровней, каждый из которых воспринимается по ступеням. Возможно, поэтому он часто не делит сценографическую композицию на отдельные акты, а создаёт прежде всего общую концепцию спектакля.

Журнал Сәхнә №1

Рауза Султанова

Иң мөһим һәм кызыклы язмаларны Татмедиа Telegram-каналында укыгыз


Ошый
430
0
0
Комментарийлар (0)
Cимвол калды:
Илсөя Бәдретдинова: «Килде-китте язуларга игътибар итми идем, күңелемә тидегез!»
FIFA җанатарлары фестиваленнән фоторепортаж
«Без - Тукай оныклары» төбәкара чатырлы ял аланы (фоторепортаж)
«Сәләт» оешмасының чишмә башы
  • Останови огонь
Реклама
FIFA җанатарлары фестиваленнән фоторепортаж
«Без - Тукай оныклары» төбәкара чатырлы ял аланы (фоторепортаж)
«Сәләт» оешмасының чишмә башы