Логотип
Театр

Сокровища из чемодана Абдуллы Зулкарнеева

           Чемодан большой, увесистый. Чего в нем только нет – гимнастерка начала 30-х, кожаная сумка, ремень. Редкие фотографии, запечатлевшие и самого Зулкарнеева, и его окружение – удивительно кр...

           Чемодан большой, увесистый. Чего в нем только нет – гимнастерка начала 30-х, кожаная сумка, ремень. Редкие фотографии, запечатлевшие и самого Зулкарнеева, и его окружение – удивительно красивых, смелых людей. Первопроходцев. Пройдет несколько лет, и почти никого из них не останется в живых. Но пока еще 1934-ый, все они молоды и живы, и никто не знает ни о предстоящих репрессиях, ни о грядущей войне…

Расспрашиваю Кирилла о подробной биографии прадеда, он знает не все. В справочниках и энциклопедиях тоже не много сведений… Отправляемся в Национальный музей РТ, куда часть семейного архива сдал сын драматурга, известный врач, профессор Ринат Зулкарнеев, одноклассник Василия Аксенова, один из четырех «аксеновских мушкетеров»… Сегодня Рината Абдулловича уже нет в живых, а его школьные тетрадки сохранились, тоже лежат в чемодане. Каллиграфический почерк, стройные ряды алгебраичес­ких примеров, а в конце тетрадки –
какой уж мальчишка без этого! – квадратики морского боя, песня про «шаланды, полные кефали…» Обернута тетрадь кусочком афиши –
«во вторник, 5 октября, состоится концерт, весь сбор от которого поступит в фонд восстановления города Орла и Орловской области». Ринат Зулкарнеев был школьником в военные годы…

Но вернемся к биографии Абдуллы, к ее поискам в музее.

Документов много, стол в фондохранилище неширокий, бумаги не умещаются, падают. С документами нужно обращаться бережно (нам ли не знать!), но что делать, когда хочется разглядеть, подержать в руках всё, все эти свидетельства эпохи, все «артефакты».

Наконец находим искомое:

– Вот же, смотри!

Разворачиваем бумагу, читаем вслух:

«Я, Зулкарнеев Абдулла Алимович, родился в 1905 году октября 3 дня в г. Петропавловске в семье чернорабочего (ломового извозчика). В десять лет поступил учиться в татарскую школу первой ступени города Петропавловска и закончил ее в 1919 году. После смерти отца работал на железной дороге
в качестве чернорабочего с 20 по
22 год. С 1922 по 1924 год работал на Консервном заводе в артели метельщиков. С 24 по 25 год работал курьером Налогового управления в Петропавловске, с 25 г. поступил учиться в Техникум искусства г. Казани. Не окончив учебное заведение, по мобилизации был взят в Красную армию в г. Одессу в 153 полк в 151 дивизию. В 1929 году вернулся из Красной Армии и продолжил учение в ТТИ, после чего меня взяли на работу в качестве ответственного секретаря обл. отдела РАБИСа. В 1930 году на 10 съезде работников искусства выбрали председателем Союза ТатРАБИСа. Работал по 15.1.1934. С 15.1.1934 мобилизован в ряды Красной Армии, в настоящее время работаю в качестве командира взвода.

В 1923 г. вступил в Комсомол, в 1928 г. вступил кандидатом ВКП(б), в 1929 г. вступил в члены Партии.

Работал во всех общественно-партийных организациях в качестве Секретаря Комсомола, руководителем Политкружка, Руководителем Драматических кружков и начал с 1928 г. драматическую работу, имею напечатанные произведения. «На границе», «Нож против ножа», «Тайна раскрыта» и «Вихрь» шли на сцене академического театра. Кроме этого, имею клубный и репертуар малых форм, ставящихся во всех рабочих районах Татарской Респуб­лики. 28.4.34. Подпись товарища Зулкарнеева заверена…»

Клубы, театры, общественная жизнь. Снова перебираем сокровища из чемодана – пожелтевшие вырезки из газет того времени, отзывы на произведения, творческие отчеты.

Держу в руках «соглашение», подписанное 16 июля 1932 года директором Татарского Государственного Академического театра Ханзафаровым и автором Зулкарнеевым, согласно которому «автор предоставляет скетч, а Таттеатр приобретает право постановки в течение двух лет в ТГАТ и гастролях и право передачи в другие театры на территории республики. Гонорар устанавливается в шестьдесят рублей и выплачивается при подписании соглашения…»

В 1932 году на сцене Татарского Государственного Академического Театра режиссером Сулейманом Валеевым-Сульва был поставлен спектакль по пьесе Абдуллы Зулкарнеева «Буря».

 В Татарском книжном издательстве в 1930 году выходила книга Зулкарнеева «Серләр чишелде».

И вдруг – некрологи. Чьих только фамилий нет под ними – Гумер Галлеев (Союз писателей), Абдуллин (Тат. гос. акад. театр), Мазитов (Тат. раб. театр), Есипов (Большой драм. театр), Сильпенко (Госцирк), соболезнования подписаны коллективами Тат. гос. академ. театра, Союза советских писателей Татарии, парткома и треста кинофикации при СНК ТР, Казанской стрелковой дивизии имени ТЦИКа…

Вот лишь небольшие выдержки:

«Где бы и кем бы не работал товарищ Зулкарнеев, он везде пользовался большим авторитетом. Работа в массе была его стихией. Одновременно он упорно и неутомимо вел творческую работу. Автор пьес «Вихрь», «Поворот», «Мать», «Борьба», тов. Зулкарнеев, придя в армию, быстро переключил свое творчество на оборонную тематику и дал для красноармейских сцен пьесы: «Ворошиловский субботник»,
«Батальон», «На границе» и др. В лице товарища Зулкарнеева мы потеряли прекрасного товарища и молодого, талантливого драматурга…»

В другом документе читаем: «Мы, нижеподписавшиеся, народный артист СССР Халитов Фуад Ибрагимович, народный художник ТАССР Сутюшев Макмунд Галеевич, народный артист ТАССР Салимжанов Хаким Юсупович, подтверждаем, что товарищ Зулкарнеев действительно являлся талантливым писателем-драматургом, произведения которого ставились на сцене Татарского Государственного ордена Ленина академического театра им. Г.Камала и пользовались большим успехом».

Полковник в отставке Абдулла Альпин в 1975 году писал о своем друге: «6 сентября 1935 года, когда он должен был ехать в г. Куйбышев руководителем художественной самодеятельности на окружной смотр, в результате автокатастрофы он трагически погиб…

Я знал Абдуллу Зулкарнеева по совместной работе в батальоне связи. Я тогда был комиссаром батальона, а Зулкарнеев А.Г. – начальником клуба батальона.

Я знал, что он был признан в армию из запаса в феврале 1934 года. До этого он был драматургом и работал председателем ТатРАБИСа. В батальоне он был примерным офицером. Не жалея сил, не считаясь с нехваткой времени он проводил воспитательную и просветительскую работу с личным составом
батальона. Был дисциплинированным, морально устойчивым. Пользовался большим авторитетом…

Я хорошо помню, что наш клуб под руководством товарища Зулкарнеева считался в казанском гарнизоне передовым по оборудованию, по солдатской самодеятельности, культурному обслуживанию личного состава. Как примерный начальник клуба Зулкарнеев был неоднократно награжден грамотами и ценными подарками…»

Муса Джалиль сказал о нем так: «Зулкарнай погиб, как мотылёк, летевший к свету»…

В архиве Абдуллы Зулкарнеева, и в фондах музея, и в том самом чемодане хранится немало интересных документов. Неизданные и непоставленные пьесы, письма, документы, связанные с работой ТатРАБИСа. Возможно, их время еще придет?

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Комментарий юк