Логотип
Театр

Театр в Буинске: день сегодняшний

      Многие, прочитав эту фразу, пренебрежительно поведут плечами, дескать, какие там могут быть изменения, знаем мы этот «театр» через аляповатые костюмы ядовитых цветов и безумные галстуки руков...

 

    Многие, прочитав эту фразу, пренебрежительно поведут плечами, дескать, какие там могут быть изменения, знаем мы этот «театр» через аляповатые костюмы ядовитых цветов и безумные галстуки руководителя… До сих пор еще по инерции коллектив прочно ассоциируется со всевозможными юмористическими проектами на ТНВ и эстраде, а его художественного руководителя Раиля Садриева считают шоуменом, а не творческой личностью. В нынешних реалиях это, конечно, не справедливо. 

 

   После получения театром государственного статуса десять лет назад многие восприняли эту новость скептически, презрительно отзываясь о спектаклях буинцев, и с некоторой завистью – о пробивных способностях Раиля Садриева, а репертуар театра – низкопробные фарсы в лучших традициях «Кривого зеркала» и «Аншлага» – не оставлял сомнений в истинности подобных суждений. Но постепенно картина менялась, чего упорно не хотели замечать многие коллеги. Начинал Раиль Садриев с оголтелой критики казанских театров, но довольно скоро переключил свою кипучую энергию на созидательные инициативы. И не прогадал. Сегодня Буинский драматический все активнее интегрируется в общетеатральный процесс: участвует в образовательных и грантовых программах, лабораторном движении, стал гораздо щепетильнее в выборе репертуара и оригинальнее в использовании постановочных средств. Сколочена крепкая молодая труппа, жадная до игры, ищущая, дерзкая. Установлены прочные связи со зрителем. Театр оброс партнерскими связями с коллективами близлежащих регионов, пытается создать свой фестиваль, что для маленького городка, безусловно, большая победа. Все активнее приглашает к сотрудничеству ведущих режиссеров, художников, композиторов. А главное – запах! В Буинском театре пахнет трудом и искусством. 
 
   Про некоторые площадки говорят – «намоленное место», на эти подмостки выходили великие артисты прошлого, здесь знаменитые режиссеры ставили легендарные свои спектакли, о них писали ведущие критики и т. д. 
В силу вполне объективных причин почти вековая история Буинского театра оказалась прерванной в середине прошлого века, а новейшая театральная история еще не столь славна и богата именами, зато чувствуется, как в этих стенах творится театральное настоящее, которому, возможно, суждено стать историей в будущем. Словом, если по спектаклям театра «рука мастера» еще не видна, то «рука хозяина» в Буинской драме чувствуется даже в мелочах. Актеры Буинского театра развиваются активнее своих сверстников из многих других театров, хотя и находятся в положении догоняющих. Сумеют ли догнать? Определенные сомнения, конечно, есть, но с каждым годом их все меньше.
 
   26 марта, накануне Международного дня театра, в Буинске одно за другим состоялось несколько значительных в жизни театра событий. Были подведены итоги месячного театрального марафона – в течение тридцати дней на сцене театра выступали коллективы из городов Татарстана и других регионов. Завершился конкурс детских театральных студий «Ният» («Намерение»), состоялась конференция по актуальным проблемам татарского сценического искусства, было проведено заседание Попечительского совета Буинского театра. А вечером того же дня зрителям в формате work-in-progress была представлена первая часть будущего спектакля «Браво, артист!» по пьесе Рината Хариса в постановке Гафура Каюмова. 
 
   Вне всякого сомнения, не имеющее пока названия и внятной концепции начинание, связанное с привозом в Буинск коллективов из Чебоксар, Саранска, Ульяновска, Кирова, Пензы, городов Татарстана, имеет смысл продолжить. В республике мощная театральная культура сложилась в Казани и Закамье, Заказанье охвачено деятельностью Атнинского театра, а вот в Заволжье единственный очаг театральной культуры – в Буинске. Поэтому организация и проведение в будущем крупного те-атрального фестиваля поможет «раскачать» регион, привлечь в театр неофитов, будет способствовать популяризации театрального искусства среди населения. Стоит отметить, что пока этот самопровозглашенный «фестиваль» театр проводит исключительно на свои деньги. В дальнейшем предстоит много поработать, чтобы в наше сложное время добиться республиканского, а в идеале и федерального финансирования. 
 
   Работа с детскими театральными коллективами – проведение конкурса с призами, организация для детей мастер-классов, само внимание к этому сегменту театральной самодеятельности – мне кажется мощным вкладом театра в будущее. Конкурс «Ният» проводится уже несколько лет и за это время прочно привязал к себе детские коллективы не только Заволжья республики, но и Ульяновской, Пензенской областей, Мордовии, Чувашии, Марий Эл. Буинск сегодня – межрегиональный центр детского самодеятельного творчества. Я бы не упрекнул Раиля Садриева в скромности, но именно эта часть многогранной деятельности этого харизматика отчего-то почти не известна за пределами его родного города. 
 
   В Попечительский совет Буинского театра входят многие известные люди. Среди специально приглашенных гостей – Министр культуры Айрат Сибагатуллин, Председатель СТД РТ Фарид Бикчантаев, ну и, собственно, я. Говорили на собрании о многом. О бедности театра, в который братья Садриевы влили немало собственных средств, о проблемах инфраструктуры, оборудования, репертуара. Радует, что руководители театра хорошо понимают свои художественные проблемы и не пытаются переложить ответственность на чьи-то плечи. Разговор выдался жарким и искренним. Без обычного для таких мероприятий чинопочитания и официоза, все говорили на равных и честно хотели помочь. Кто чем. Неожиданностью для собравшихся стало предложение Фарида Бикчантаева поставить в Буинске спектакль на общественных началах. Подчеркиваю, без гонорара. Это был спонтанно возникший жест доброй воли, который породил ответный ход поэта и драматурга. Ренат Харис отказался от гонорара и процентов от сбора за свою пьесу «Браво, артист!». Удивительная атмосфера царила в зале, где проходило это высокое собрание. Бикчантаев был готов приступить к постановке «хоть завтра», но по зрелому размышлению премьеру будущего спектакля решили приурочить к открытию нового, юбилейного сезона. В следующем году исполнится 100 лет со дня первого театрального представления в Буинске.
 
   Сложно строить прогнозы, но уже первый акт комедии «Браво, артист!» щедро дарит нам надежду на перемены… Что ж, дождемся выхода полноценного спектакля, дождемся постановки Фарида Бикчантаева, посмотрим, как будет развиваться история с фестивалем, с другими проектами театра. Мне кажется, театр сегодня на верном пути. 
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Комментарий юк