Логотип
Театр

У них есть свое лицо

В Казани с успехом прошли гастроли Башкирского Академического драматического театра им. М. Гафури. Этот коллектив уже давно и заслуженно пользуется горячей любовью казанской публики. И на этот раз у...

В Казани с успехом прошли гастроли Башкирского Академического драматического театра им. М. Гафури. Этот коллектив уже давно и заслуженно пользуется горячей любовью казанской публики. И на этот раз уфимцы подарили зрителям праздничную атмосферу красоты, творчества, душевного тепла.
 
Гастрольная афиша включала в себя девять очень разных, как по жанру, так и по стилю спектаклей. 
 
Открылись гастроли музыкальной комедией М.Бурангулова «Шауракэй» в постановке А.Абушахманова. Комичный изобретательный сюжет, фольклорные мотивы, изящная и красочная сценография делают этот спектакль зрелищным и художественно цельным. Абсурдную ситуацию актеры обыгривают весело и непринужденно, легко и убедительно. Очень смешно выглядит парочка сорокалетнего инфантильного «сыночка» Юлготло (Хурматулла Утяшев) и мудрого, строгого, обстоятельного юного «отца семейства» Суракая (Руслан Хайсаров). Спектакль смотрится на одном дыхании, оставляет после себя светлое чувство. Прошлое народа показано с юмором, и вместе с тем – нежно и с любовью. Очень красивая пара главных героев (Руслан Хайсаров и Ирада Фазлаева), музыка Ю.Узянбаева и хореография Р.Мухаметшиной придают постановке сказочность и поэтичность. К работе над спектаклем также привлекались консультанты по обычаям Г.Кудрявая и А.Гайнуллина, постановщик фольклорно-пластических номеров С.Аскарова, педагог по вокалу Л.Муллабаева.
 
Наряду с комедией самым любимым у зрителей жанром была и остается мелодрама. И надо сказать, что на этом поприще Башкирский Академический театр, наверное, не имеет себе равных. Казанской публике было показано несколько произведений этого жанра.
 
Пьеса И.Германа «Прости меня!» в постановке О.Ханова – мелодрама в чистом виде. Показанный на малой сцене в девять часов вечера спектакль получился камерным, сконцентрированным на чувствах и, если можно так выразится, «домашним». Лаконичные декорации (художник А.Нестеров), выразительное музыкальное оформление (композитор – Л.Шарипова, вокал – И.Фазлаева), и очень яркая, эмоциональная актерская игра. Сара Буранбаева, Ирек Булатов, Милена Ишаева тщательно и скрупулезно воссоздают на сцене обыденную и в то же время драматичную историю семьи. Любовь и предательство, страх одиночества и мечты о будущем, сомнения и надежды… 
Хит башкирского Академического театра – спектакль режиссера А.Абушахманова по пьесе Х.Мударисовой «Цена счастья» – тоже мелодрама. Но она отличается масштабом, даже эпичностью. Здесь большое количество действующих лиц, развернутые музыкальные номера, стильные костюмы и роскошные декорации (художник В.Чувина). Перед глазами встает не только судьба главного героя, но и история страны, атмосфера уходящей эпохи… Спектакль напоминает советские фильмы пятидесятых годов, как внешней стилистикой, так и самим содержанием, прямолинейной постановкой проблемы, яркой и четкой обрисовкой характеров. 
 
Наверное, с особым волнением ожидал казанский зритель встречи с пьесой Т.Миннуллина «Колыбельная». Новую сценическую версию этого произведения под названием «Женская сюита» представил на суд зрителей молодой режиссер Ильсур Казакбаев. «Колыбельная», написанная более тридцати лет назад, сегодня, конечно же, нуждается в современном творческом прочтении. Важно при этом сохранить достоинства пьесы, ее своеобразный пафос и силу эмоционального воздействия.
 
Башкирскому театру это удалось. Красочное оформление в античном стиле (художник А.Нестеров), чувственное пластическое решение и хореография (балетмейстер С.Аскарова), музыка И.Яхина создают на сцене особый поэтический мир женственности, чистоты, материнства. Одетые в одинаковые туники и халаты исполнительницы напоминают греческий хор, но лишь до тех пор, пока не начинается драматическое действие. Тогда возникает легкая и веселая атмосфера девчачьего общения. В спектакле заняты, в основном, молодые актрисы и играют они со свойственными юности непосредственностью и темпераментом. Режиссером введены дополнительные роли – новоиспеченные мамочки разных национальностей. Тепло и с пониманием сыграны возрастные роли, особенно Гульфина (Светлана Хакимова). Центральным в спектакле стал образ Дилеммы (Гульнара Казакбаева) – драматичный и противоречивый. Он олицетворяет собой и социальную проблему – дефицит любви и родительской нежности в современных семьях, который может привести к прерыванию традиций, ударить по самому святому в человеческом мире – материнскому инстинкту. В постановке Башкирского академического театра побеждает исконная женская природа, доброта и справедливость. Это воодушевляет. 
 
Примечательно, что та же тема недополученной родительской любви затрагивается и в другом спектакле уфимцев, совершенно иного плана и стилистики. Пьесу Я.Пулинович «Жанна. Дальше будет новый день» критики оценивают по-разному. Она действительно дает возможности для разного прочтения. Не случайно даже существует два ее варианта – первоначальный, более мягкий, тяготеющий к мелодраме (именно его мы и увидели), и более жесткий и безнадежный под наз-ванием «Жанна», относящийся уже к «новой драме». Но в целом это произведение интересно своей проблематикой, социальной остротой, неоднозначностью. Образ главной героини олицетворяет собой трагедию нашего времени, когда погоня за материальными ценностями оборачивается бездуховностью, а стремление быть сильной, независимой и во всем первой – беспросветным одиночеством. Пьеса не дает ни рецептов, ни ответов, поднимая по-настоящему трудноразрешимые вопросы. Расставить акценты, попытаться разобраться и найти выход – это задача театра.
 
Режиссер А.Абушахманов не стал искать сложных постановочных решений, видимо посчитав, что пьеса сама по себе способна увлечь зрителя. Спектакль оставил впечатление иллюстративности. Чисто формальные декорации, традиционная игра актеров. Эльвира Юнусова (Жанна), Хурматулла Утяшев (Вадим Робертович), Лилия Галина (Рита) играют в стиле бытового реализма с элементами яркой внешней характерности. Некоторые сцены (так называемый «девичник») откровенно карикатурны. Пожалуй, можно выделить Руслана Хайсарова в роли Альберта, в его исполнении местами присутствовал подлинный драматизм. Можно сказать, что резкой и жесткой манере письма Я.Пулинович башкирский театр противопоставил свою более мягкую и традиционную манеру исполнения. В итоге получилась вполне удобоваримая, привычная зрителям психологическая мелодрама…
 
Желание удивить, впечатлить необычностью формы и глубиной содержания было реализовано А.Абушахмановым в спектакле «Черноликие» по М.Гафури. Непривычно уже то, что зрители располагаются не в зале, а на сцене. В спектакле башкирского Академического театра такое пространственное решение выполняет сразу несколько функций. 
 
Во-первых, оно создает ощущение простора, каких-то бескрайних степей, на фоне которых человек выглядит крошечной песчинкой. Именно так и ощущали себя наши кочевые предки. Во-вторых, когда драма разворачивается на одном уровне со зрителями, ее эмоциональное воздействие во много раз увеличивается. Возникает эффект сопричастности, словно все происходит с реальными, близкими нам людьми, и мы можем при желании вмешаться. Наконец, непривычные ракурсы и картины, наряду с многочисленными, следующими друг за другом обрядами, создают состояние транса – а это новые, ранее не изведанные многими зрителями ощущения. 
 
Главная героиня не может не вызывать сочувствия. Галима в исполнении Гульнары Казакбаевой – совсем ребенок, юная и доверчивая девочка, в которой только-только пробуждаются женские чувства. Искренняя и открытая, нежная и чувственная, она не в состоянии устоять перед натис-ком толпы, становится жертвой человеческой злости, зависти, агрессивности. 
 
Спектакль «Черноликие» производит очень сильное впечатление. Это отчаянный протест против животного начала в людях, призыв к человечности, доброте, отзывчивости. 
 
Довольно своеобразный спектакль в репертуаре башкирского театра – «Бабуська@ тущка. Ru» Р.Кинзябаева. Это эксцентричная (даже, пожалуй, хулиганская) современная комедия в постановке И.Муллабаева. Постановка рассчитана на массового, не слишком притязательного зрителя. Актеры на сцене отдыхают и откровенно дурачатся. С художественной точки зрения в ней можно найти множество погрешностей и недостатков. Но подкупило другое… В спектакле, на мой взгляд очень, правильное, гуманное и справедливое отношение к пожилому возрасту. 
 
Заключительным аккордом гастролей стал мюзикл «Мактымсылу, Абляй и Кара юрга» Т.Гариповой в постановке О.Ханова. За основу взят сюжет башкирского народного эпоса о вороном иноходце. Это очень масштабное и зрелищное представление, можно сказать – феерия, в котором занята вся труппа, с эффектными декорациями и костюмами (художник А.Нестеров), обилием музыки и танцев (композитор У.Идельбаев, балетмейстер С.Аскарова).
 
Спектакль такого рода – визитная карточка национального театра, выполняющая не только культурные, но и представительские функции. Он потребовал больших материальных затрат (спектакль создан на грант Президента Республики Башкортостан), это сразу заметно. Но и в эстетическом отношении самый подходящий эпитет для постановки – «щедрый». Режиссер О.Ханов постарался сделать настоящий праздник для зрителей, проявив поистине буйство безудержной творческой фантазии. Чего в нем только нет! Говорящие животные, смешные правители, состязания, прекрасные девушки с распущенными волосами… Спектакль действительно уносит в сказку, в другую реальность, на несколько часов возвращает в детство. 
 
Ну и конечно же, нельзя не отметить спектакль для самых маленьких зрителей. Давно знакомая всем сказка Шарля Перро «Кот в сапогах» расцвечивается на сцене новыми красками. Рассказанная простым, и вместе с тем ярким и выразительным языком, она воспринимается легко и радостно, словно мультфильм. Веселую музыкальную постановку подарили детворе режиссёр И. Казакбаев, художник Р.Баймухаметов, композитор У.Идельбаев, хореограф С.Андриянов, автор стихов В.Аношкин.
Гастроли Башкирского Академического театра драмы имени М.Гафури произвели хорошее впечатление. Помимо того, что этот коллектив очень профессиональный, богатый талантами, полный молодой творческой энергии, нельзя не отметить еще одну особенность. У театра есть свое лицо. В противовес новомодным тенденциям, современным нигилистическим течениям, он сохраняет традиционные нравственные ориентиры, отстаивает вечные ценности. Думается, в этом велика заслуга художественного руководителя театра Олега Закировича Ханова.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Комментарий юк