Логотип
Хәбәрләр

«ГАЛИЯБАНУ» - РЕМЕЙК

19 ноября 2021 г. в КДК им. В.И. Ленина состоялась премьера короткометражного фильма Рифата Миндубаева «Галиябану».

Красивый подарок к юбилею получили почитатели таланта Мирхайдара Файзи. Любимая всеми героиня Галиябану появилась на киноэкране.

19 ноября 2021 г. в КДК им. В.И. Ленина состоялась премьера короткометражного фильма Рифата Миндубаева «Галиябану».

Фильм снят по мотивам произведения Мирхайдара Файзи. Романтичные Галиябану и Халил, самоуверенный Ибрагим, колоритные Бадри и Галимабану словно перенеслись из дореволюционного Татарстана в современную татарскую деревню. В картине снимались студенты Казанского государственного института культуры и Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова, а также актеры татарского театра юного зрителя им. Г. Кариева.

«Галиябану» - это пьеса о стремлении молодых к счастью, о желании жить по-своему, идти к своей мечте. Именно эту идею отразил в своей картине молодой режиссёр и автор сценария Рифат Миндубаев.

Галиябану хочет жить так, как подсказывает ей сердце. И, хотя традиции ещё давлеют над ней, она уже не будет рабой обстоятельств. Халил просит её не наступать на горло собственной песне, не идти лёгким путём, а выбрать свою дорогу.

Судьба Галиябану в фильме Рифата Миндубаева более счастливая, чем в оригинальной версии. Кинорежиссёр взял на себя смелость изменить финал истории, причинив героине не душевную, а физическую боль, и в результате, оставив в живых и Халила и Галиябану. При этом у Галиябану появилась надежда на счастливое будущее, в то время, как у Мирхайдара Файзи это было невозможно представить. Зрители всегда уходили с постановок «Галиябану» со слезами на глазах, сожалея о том, что всё так печально закончилось. Вероятно, Рифат Миндубаев воплотил мечту многих, изменив финал. Великий драматург, создавая свою бессмертную пьесу, как будто предвидел эту метаморфозу в далёком будущем, назвав героиню Сагадатбану, что означает «Счастливая». Не в силах сделать другой финал пьесы, Мирхайдар Файзи был вынужден изменить имя Сагадатбану на Галиябану, которое означает «Великая».

Спорить с классиком не просто. Надо понимать, что ты бросаешь вызов традициям, обладать уверенностью в своей правоте. Любое обращение к классике означает привлечь к себе критичное отношение хранителей традиций: литературоведов, театральных критиков, а сегодня ещё и кинокритиков. Но, видимо, Рифат не боится критики. Так же, как в начале прошлого века Мирхайдар Файзи не боялся сделать шаг в сторону от устоявшихся традиций, создавая «Галиябану». Ему было двадцать пять лет, когда он писал о своей новой пьесе: «Создал произведение, каких ещё не было в татарской драматургии. Использовал песни, игры. – Критики отвергнут его безжалостно. Но это мой идеал. Я окрылён этим опытом!» Конечно, это был вызов татарским театральным традициям, когда не было принято показывать на сцене чувства, страсти, нельзя было на сцене петь, танцевать. Мирхайдара Файзи осуждали в религиозных кругах, клеймили «врагом веры», обвиняли в том, что он «сеет разврат». И всё это обрушилось на Мирхайдара только за написанную им нетрадиционную пьесу. «Галиябану» стала первой музыкальной драмой в татарской культуре, а Мирхайдар Файзи считается основоположником этого жанра. Так что смелость и характер позволили Мирхайдару Файзи войти в историю татарского театра.

Все татарские театры следуют сегодня путём, проторённым для них Мирхайдаром Файзи. Каждый день на сценах татарских театров ставятся музыкальные драмы, которые пользуются неизменным успехом у зрителей.

Полтора года тому назад ко мне обратился молодой человек, представившийся руководителем студии «ARTist family». Рифат задал мне только один вопрос, «не будут ли родные Мирхайдара Файзи против, если он снимет современную версию драмы «Галиябану». Я сразу поняла, что если человек так воспитан, что считает нужным заручиться одобрением родных драматурга, то у него всё должно получиться.

На премьере я порадовалась, когда увидела две фамилии на экране: татарский классик Мирхайдар Файзи и молодой современный кинорежиссёр Рифат Миндубаев.

Я благодарна Рифату Миндубаеву за его обращение к произведению классика, за то, что он видит проблемы, поднятые в пьесе, актуальными и сегодня. Мирхайдар Файзи, его творчество поднялось на новую ступень. Сойдя с театральных подмостков, драма «Галиябану» привлекла интерес современных кинематографистов и заняла своё место на киноэкране. Смелость молодого кинорежиссёра позволила и ему шагнуть за рамки привычного взгляда на произведение, написанное более ста лет тому назад. Обратившись к пьесе Мирхайдара Файзи, Рифат Миндубаев почувствовал её перспективы в жанре кинематографии и успешно использовал конфликтную линию сюжета, гениальные диалоги, сохранил ярко прорисованные Мирхайдаром Файзи персонажи и ввёл новые. Получилась остросюжетная мелодрама, волнующая, напряжённая, с элементом погони. Драйв от захватывающего действия и восторг от того, что все остались живы, любовь восторжествовала, а зло наказано. Всегда ли мы умеем бороться за своё счастье, как Халил и Галиябану? Смелость, твёрдость характера и вера в любовь и в свою мечту вознаграждаются. Это урок всем нам. Достойный ремейк! «В наше депрессивное время, - говорит режиссёр фильма: я не хотел добавлять безысходности в нашу жизнь, поэтому сделали такой красивый добрый финал». Действительно, картина получилась обнадёживающая, мотивирующая.

Ироничное отношение автора картины к современному поколению татар проявилось в стилистике речи героев, когда в татарскую речь вклиниваются русские слова. При этом зритель, словно узнавая себя, грустно усмехается. В этом есть своя особая идея, режиссёрская находка. Не даром, выход фильма пришёлся на Год родных языков. Предвидя интерес к фильму не только татар, прекрасно владеющих языком, фильм был снабжён русскими субтитрами. Что ж, хоть наш зритель и не очень хорошо знает татарский язык, он всё равно хочет знать своих классиков, их произведения, знакомиться с культурой своего народа. Да и живущие с татарами бок о бок, представители других национальностей тоже интересуются теми культурными достижениями, которыми гордятся татары.

Возможность познакомиться с жемчужиной татарской драматургии, пусть и в преображённой форме, предоставил нам Рифат Миндубаев.

Резюмируя, хочется отметить, что современники Мирхайдара Файзи любили его за весёлый нрав, остроумие, романтичность и философскую глубину его натуры, гордились знакомством с необыкновенным человеком, автором «Галиябану». Так и я в свою очередь буду гордиться своим знакомством с человеком умеющим весело говорить о серьёзном и серьёзно о смешном, кинорежиссёром Рифатом Миндубаевым, создавшим свою «Галиябану». А «Галиябану» в своей новой форме будет продолжать вдохновлять и радовать нас соприкосновением с прекрасным.

Внучатая племянница Мирхайдара Файзи, Диляра Мухамедьярова.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Комментарийлар

  • аватар Без имени

    0

    0

    Хотелось бы посмотреть фильм, о котором идёт речь.