ПРИЧУДЫ ПЕРФОРМАНСА
Современный человек живёт в эпоху постоянно сменяющихся картинок. Видеоизображение сопутствует ему повсюду – на экранах телевизоров, фотоаппаратов, видеокамер, мобильных телефонов, на киноэкранах и рекламных видеоэкранах, на мониторах компьютеров, камерах видеонаблюдения и т.д. Мы нацелены на потребление, прежде всего, зрительных образов. В результате и сегодняшний театр, стремясь приблизиться к своему зрителю, становится всё более визуальным. При этом он активно использует приёмы других видов искусства – кинематографа, мультипликации, живописи, хореографии, цирковой эксцентрики. Неудивительно, что в последнее время востребованным оказался жанр перформанса, в значительной степени отражающий как поиски современного театра, так и изменившийся характер зрительского восприятия.
(из опыта Казанского татарского ТЮЗа им. Г.Кариева)
Современный человек живёт в эпоху постоянно сменяющихся картинок. Видеоизображение сопутствует ему повсюду – на экранах телевизоров, фотоаппаратов, видеокамер, мобильных телефонов, на киноэкранах и рекламных видеоэкранах, на мониторах компьютеров, камерах видеонаблюдения и т.д. Мы нацелены на потребление, прежде всего, зрительных образов. В результате и сегодняшний театр, стремясь приблизиться к своему зрителю, становится всё более визуальным. При этом он активно использует приёмы других видов искусства – кинематографа, мультипликации, живописи, хореографии, цирковой эксцентрики. Неудивительно, что в последнее время востребованным оказался жанр перформанса, в значительной степени отражающий как поиски современного театра, так и изменившийся характер зрительского восприятия.
В Казани на перформативных видах искусства специализируется, в первую очередь, театральная площадка «MOÑ». Но с недавнего времени к ним начинают обращаться и репертуарные драматические театры. Так, Казанский татарский ТЮЗ им. Г.Кариева за прошедший год представил на суд зрителей три перформанса, разных по форме и художественным задачам.
Мобильные, пластичные актёры кариевского ТЮЗа имеют большой опыт работы с разнообразной драматургией, различными режиссёрами и всевозможными художественными стилями – не только в рамках постановок своего театра, но и благодаря режиссёрской лаборатории «Tamga», которая в нынешнем, 2023 году, уже в пятый раз проходила на его базе. Они открыты новому, смело идут на самые неожиданные эксперименты, проявляя при этом инициативу и подключая свой жизненный и актёрский опыт.
В декабре прошлого года, на XIV Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло», его участникам и гостям был представлен поэтический перформанс «HOMO SAPIENC» от режиссёра Булата Минкина. Вырос он из лабораторного эскиза – в июне 2022 года театр Кариева проводил лабораторию «Tamga» IV, посвящённую татарским поэтическим текстам. В эскизе звучали стихи Р.Ахметзянова, Н.Гамбара и Зульфата. Музыкальная партитура принадлежала композитору Ильнару Файзутдинову. Его роль тем более велика, что целью перформанса было сформировать художественное высказывание с помощью музыкально-акустических средств. Действие начиналось с «концерта» – нарядно одетые персонажи, встав перед пюпитрами, исполняли красивую песню про родной край, при этом каждый пел в своей собственной неповторимой манере. Но появление грубого, злобного существа, напоминающего обезьяну, в исполнении Булата Гатауллина, нарушило эту идиллическую картину. Гармония обернулась какофонией, прекрасные стихи и молитвы зазвучали насмешкой над собой, красивые девушки превратились в фурий, расчеловеченные люди дружными рядами, вливая свои голоса в единый жуткий хор, маршем двинулись вслед за монстром. 30-минутный перформанс стал жёсткой метафорой беспомощности культуры перед одичанием и растворением индивидуального в коллективном. И только финальный молитвенный плач героини актрисы Алсу Шакировой таил в себе слабую надежду на спасение хотя бы одного «человека разумного».
25 апреля, в канун дня рождения Габдуллы Тукая, в фойе театра состоялся поэтическо-пластический перформанс «Многоликий Тукай» в постановке актёра Эльдара Гатауллина. 29 июня актёры повторили его во дворе Присутственных мест Казанского Кремля. Основным содержанием перформанса стал поиск «своего Тукая». Открывал действие корифей труппы, народный артист Республики Татарстан, заслуженный артист Российской Федерации Нуриахмет Сафин. Его выход придавал перформансу эпический зачин. Актёр представлял сложившееся, каноническое представление о поэте: Тукай такой и другим быть не может. В дальнейшем Н.Сафин отходил в сторону с проволочной фигуркой поэта в руках, точно примеряя её на себя, и молча наблюдал за происходящим. А вот молодые участники перформанса, как это и свойственно их возрасту, ничего не принимают на веру. Они пытаются стереть с образа поэта глянец и увидеть в нём живого человека, имеющего отношение к ним, сегодняшним. С этой целью они задают себе вопросы: Почему Тукай? Что для меня Тукай сегодня? Какие сведения о нём правдивы, а какие нет? Почему Тукай не женился? Почему мы вспоминаем о нём только в апреле, а потом забываем? Эти вопросы по ходу действия всплывают снова и снова, лейтмотивом пронизывая спектакль и многократно обыгрываясь.
Сценография, при всей лаконичности, выразительна и концептуальна. Она представляет собой лёгкий металлический каркас, на котором крепятся большие кубы с фотографиями поэта, его высказываниями, фрагментами стихов. По мере «поисков Тукая» актёры постоянно с ними взаимодействуют: перекидывают друг другу, строят из них всевозможные фигуры, читают надписи, записывают и стирают собственные мысли. При этом они произносят и пропевают по складам имя поэта, собирают его из отдельных букв, точно пробуя на звук, на взгляд, на ощупь.
В спектакле участвуют шестеро молодых актёров: Альбина Гайзуллина, Гульназ Галимуллина, Булат Гатауллин, Эльдар Гатауллин, Рамиль Сафин и Алсу Шакирова. В общем ансамбле у каждого своя нота, своя ниточка поиска. Булат Гатауллин читает своё письмо поэту, Альбина Гайзуллина – стихотворение собственного сочинения, кто-то декламирует стихи Тукая, кто-то поёт. Эльдар Гатауллин как режиссёр собрал всё в единую картину. Важной метафорой в этой связи является клубок, который участники перекидывают друг другу, постепенно разматывая верёвку. Это и своего рода эстафета вопросов и ответов, которую они принимают друг у друга, и визуализированная идея связи поколений, передающих друг другу своё отношение к Тукаю.
Участники органично существуют в вербально-пластической стихии перформанса. Чёрные фигурки находятся в беспрестанном движении, образуя причудливые графические узоры (хореограф Елена Музеева). При этом характер пластики напрямую связан с задачами, которые ставят перед собой постановщики. В результате в спектакле рождается многоликий образ поэта, окрашенный личным отношением к нему актёров.
А 14 июня на площадке перед ТЮЗом Кариева зрителей ожидало ещё одно необычное зрелище – музыкально-хореографический перформанс «Яралу» («Зарождение»). Премьера его состоялась в сентябре 2022-го, а обновлённую версию зрители впервые увидели 14 мая нынешнего года. В тот вечер шёл дождь, здание театра и импровизированная сценическая площадка плавали в разноцветных огнях, отражавшихся на мокром асфальте. «Танцы под дождём» производили совершенно завораживающее впечатление. Впрочем, к восхищению примешивалось беспокойство за актёров, бесстрашно скользивших по влажной глади линолеума. Но в июне погода смилостивилась, и приветливый летний вечер добавил театральному событию новые краски.
Тема перформанса – рождение спектакля. Он состоит из восьми зарисовок, представляющих собой все этапы его сотворения: «Эпилог», «Автор пьесы», «Режиссёр», «Артисты», «Создание костюмов», «Администраторы», «Постановка света», «Рождение». Создатели перформанса сравнивают этот процесс с появлением на свет хрупкого ростка, который пробивает себе дорогу сквозь толстый слой почвы, тянется к свету и постепенно превращается в сильное, прекрасное растение – отсюда и название «Яралу». Идея принадлежит актёру Булату Гатауллину, выступившему здесь в качестве режиссёра, и хореографу Елене Музеевой, создавшей острохарактерный, при этом необыкновенно красивый и выразительный пластический рисунок спектакля.
Начинается перформанс в обратной последовательности, с «Эпилога». И опять действие открывает старейший актёр Нуриахмет Сафин. Он читает стихи, заключающие в себе один из главных образов спектакля – сквозь старую траву неизбежно пробивается новая. Эта мысль о преемственности поколений в театре очень важна для создателей спектакля. Булат Гатауллин подчеркнул, что им не хотелось оставаться в формате «молодёжной тусовки», им важно было показать, что они продолжают дело тех, кто был первопроходцем, кто создавал родной театр. Поэтому участие Нуриахмета Сафина, Халиды Сунгатуллиной, Рамзии Закировой, Фирузы Зинатуллиной было не просто данью уважения актёрам старшего поколения, но и неотъемлемой составляющей художественной концепции перформанса.
В спектакле звучат стихи Хади Такташа и Мудариса Аглямова, но всё-таки основная его стихия не вербальная, а музыкально-хореографическая. Причём лирическое начало гармонично сочетается с комедийным. Остроумные, гротескные пластические зарисовки передают творческие муки драматурга (Булат Гатауллин), которого, как фурии, одолевают образы и идеи; поиски и сомнения режиссёра (Эльдар Гатауллин), который к тому же подвергается неистовой атаке актёров, вымогающих роли; страх костюмера (Рамиль Вафин) перед разгневанной дивой (Лилия Гараева), расшвыривающей предложенные ей платья; хлопоты администраторов, которые дуют в трубы и, как глашатаи, зазывают зрителей. Кроме уже упомянутых актёров, роли «идей», «образов», артистов исполняют Альбина Гайзуллина, Гульназ Галимуллина и Алсу Шакирова. Надо сказать, что пластика – визитная карточка молодых актёров театра Кариева, этим языком они владею виртуозно.
Завершается действо «Постановкой света» и «Рождением», когда в лучах волшебного света (художник по свету Дмитрий Солопов), одетые в белое актёры исполняют ликующий танец, который знаменует собой рождение спектакля.
Таким образом, в полной мере осознавая задачу сохранения, развития и популяризации культуры своего народа, его языка, обычаев и традиций, Казанский татарский ТЮЗ активно осваивает разнообразные художественные формы. Он ищет новые способы взаимодействия с юным зрителем, стремясь говорить на привлекательном и близком ему языке. В этом отношении перформансы театра – немаловажная веха на пути его эстетических поисков.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Комментарий юк