Логотип
Хәбәрләр

II Республиканский фестиваль женского народного промысла «БИСТӘ ШӘЛЕ»

История вязания шалей в Рыбной Слободе началась в 20-х годах XX века в селе Кугарчино

Фестиваль проходит при поддержке Исполнительного комитета Рыбно-Слободского района, Министерства культуры Республики Татарстан, ГБУ «Таткультресурсцентр», Всемирного конгресса татар.

В рамках Года семьи второй год подряд в Рыбно-Слободском районе состоится II республиканский фестиваль женского народного промысла под названием «Бистә шәле».

Из давних времен Рыбно-Слободский район славится своими пуховыми шалями.

Уже у порога гостей будут встречать театрализованным представлением танцевальные коллективы. Ведущий к основному майдану «коридор» уже сам за себя будет говорить об атмосфере народного, а именно женского промысла.

Фотозона в деревенском стиле, музейная зона – здесь каждый сможет запечатлеть этот день в необычном стиле.

В конкурсе «Самая креативная шаль» принимают участие любой желающий, заявив о себе и своей работе заранее. В конкурс принимаются изделия ручной работы, выполненные в необычной технике. Приветствуется креативный подход участника. А конкурс «Самая быстрая вязальщица» покажет всем участникам фестиваля как за короткий срок можно создать готовую шаль. В конкурсе «Быстрая закрутка катушки» каждый желающий сможет состязаться на свою быстроту.

В представленном мастер-классе «Шәл бәйлисем килә» будет организован показ поэтапного создания шали. Большая команда опытных вязальщиц, вместе со своими снохами, внучками погрузят всех в атмосферу домашнего уюта. Покажут, как передается промысел из поколения в поколение. «Рәсемнәрдә шәл бизәге» так будет называться мастер-класс по художественному мастерству.

Команда сотрудниц отдела культуры презентуют готовую продукцию и покажут мастер-класс по приготовлению татарского национального блюда «Бистә кабартмасы».

Женская команда «Слобода мастериц» представят готовую продукцию ручного изготовления ‑ так скажет, «ярмарка мастериц».

К участию в фестивале приглашаются творческие фольклорные коллективы, мастера народных промыслов, участницы клубных формирований, специалисты учреждений культуры и центров дополнительного образования, обучающиеся и студенты образовательных организаций Республики Татарстан и другие. 

На майдане будут работать 4 проекта, действующие в районе (действуют при отделе культуры):

1. Проект «Капка төбендә» (У ворот…). Здесь соберется большая команда фольклорных коллективов района. Будут завлекать народ к играм, песням и сами же порадуют жителей творческими номерами. Этот майдан мы назовем – татарским подворьем.

2. Проект «Эх, гармуннар уйный белсәм...» (Играй, гармонь!). Команда проекта – умелые гармонисты и фольклорные коллективы района представят вниманию гостей нацональные песни, игры. Этот майдан мы назовем – русским подворьем.

3. Проект «СПАС». Здесь будет представлено кряшенское подворье. Так как август славится медовым, ореховым и яблочным спасом, здесь мы представим тематическую фотозону и мастер-классы.

4. Проект «Җәйге Алан». Здесь можно будет на время оставить ребенка, где он с пользой и весело проведет время. И не только. Также, он познает народные игры и примет в них участие. Да и домой вернется с подарками.

На главной сцене будет показан театрализованный пролог, в сюжете которого лежит история создания шалей, как вязали шаль вечерами и как учили этому промыслу молодых девушек.

Далее сцену займут участники художественной самодеятельности ‑гости из Республики Татарстан.

Хэдлайнеры фестиваля – фолк группа «Закария».

В завершении фестиваля в центр майдана состоится вынос шаля 3D формата. Тем самым, мы покажем, как из тонкой нити можно собрать ‑ связать шаль формата 3D.

 

Историческая справка

Предполагается, что история вязания шалей  в Рыбной Слободе началась  в 20-х годах XX века в селе Кугарчино. Уже в 19 веке народ вязал носки, варежки, шарфы из овечьей шерсти.  Вязание шали без узоров напрямую привезла первая дипломированная учительница д. Кугарчино Зайтуна Яруллина (позже стала женой Кыяма муллы Шарафиева). Она учила девочек секретам шалевязания. В 30-е годы стали добавлять в овечью шерсть для мягкости и красоты кроличий пух. С 60-х годов сначала из Казахстана, потом  из Донбасса, Ростова, Волгограда кугарчинцы стали перевозить очень мягкий козий пух, шали стали более красивыми и качественными, годами сохраняли свое  качество. Шалевязание распространялось и на другие села, в которых жили не только татары, но и русские.

 

Фото тг-канал Шахри Казан

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Комментарий юк