Театр за пределами Казани
Театральная жизнь Казани чрезвычайно разнообразна и богата событиями. Она заслуживает отдельного разговора. Но сегодня речь пойдёт о театрах за пределами татарстанской столицы. Мы совершим небольшой экскурс в Закамье и другие регионы республики и познакомимся с новинками провинциальных театров за последний год. Сразу оговорюсь, что термин «провинциальный» неточен и не совсем корректен. Понятие театральной провинции, к счастью, постепенно уходит из нашей жизни. Уровень нестоличных театров неизменно растёт, их успехи оцениваются на престижных республиканских и общероссийских фестивалях и конкурсах, что не может не радовать. Самым значимым смотром достижений татарстанских театров является Ежегодная театральная премия Министерства культуры Республики Татарстан «Тантана». Для участия в конкурсе театры обычно подают все свои премьерные спектакли. Таким образом, на «Тантане» представлен показательный срез театральной жизни республики. В этом году из 73 заявок на долю нестоличных театров пришлось 36.
Альметьевский татарский государственный драматический театр в свой юбилейный, 80-ый сезон, представил 5 постановок: иммерсивный спектакль-променад «Дом юности моей» («Йорт») по тексту Равиля Сабыра; киноспектакль «Час суда» («Бер хыянǝт тарихы») по роману того же автора «Убили Фахри» («Фǝхрине ʏтереп ташладылар»); спектакль «Лютый» («Явыз») по пьесе Ркаила Зайдуллы «Хан и поэт» («Хан hǝм шагыйрь»); комедию «Красотка» («Нечкǝбил») по пьесе Мансура Гилязова «Мисс гʏзǝллек» и детскую сказку Ольги Портретовой «Сокровище дракона».
Альметьевский театр для своего города – больше, чем просто театр. Это место силы, один из важнейших центров культурной и общественный жизни. Документальный спектакль «Йорт» в очередной раз упрочил эту связь. Он погружает зрителей в атмосферу прошлого, представляя им историю здания театра – дорогого для альметьевцев «дома», и частные истории горожан. Они-то и легли в основу трёх сюжетных линий спектакля. Над постановкой работала сильная команда: новый главный режиссёр театра Сардар Тагировский, художник Елена Сорочайкина, художник по свету Ольга Окулова, хореографы Марсель и Мария Нуриевы. «Йорт» на «Тантане» стал победителем в номинации «Эксперимент».
Интересным экспериментом стал и киноспектакль «Час суда» в постановке кинорежиссёра Александра Далматова. В качестве режиссёра сценической части выступил актёр Динар Хуснутдинов, который, кроме того, сыграл в спектакле одну из центральных ролей. Предательство, совершённое в юности, настигает бывших однокашников по университету, для которых спустя много лет наступает час суда. Спектакль объединил в себе эстетику кинематографа и драмы. Прошлое героев представлено на экране в формате фильма, а настоящее разворачивается на сцене. Стильный визуальный ряд создан художником Булатом Ибрагимовым (Казань), художником по свету Ольгой Окуловой (Санкт-Петербург) и автором киносюжета Салимой Аскаровой (Казань).
Спектакль «Лютый» (Явыз) поставил казахстанский режиссёр, выпускник ГИТИСа, Алибек Омирбекулы. Он же выступил в качестве сценографа и художника по свету. В основу спектакля легла история хана Золотой Орды Бирдебека, славившегося своей жестокостью. На сцене показан его путь с детских лет до ранней смерти. Постановка оказалась спорной и вызвала жёсткие дебаты. Это тот случай, когда достоинства оборачиваются недостатками. Режиссёр работал с актёрами этюдным методом, продемонстрировав при этом отличную школу. В результате мы видим в спектакле целый ряд сильных эпизодов, например: азартная игра Бирдебека с братьями, которых он вскоре убивает, превращая в безжизненных кукол; сцена с матерью, качающей маленького тирана на коленях; оплакивание Поэта женой Хана; экзотическое явление послов и т.д. Но беда в том, что этюды, не объединенные внятной режиссёрской мыслью, так и остались эффектными этюдами. Спектакль грешит смысловой и художественной перегруженностью – режиссёр включил в его ткань фрагмент из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», фантастическую сцену встречи Бирдебека с Чарли Чаплиным, появление загадочного слона и многое другое. В этой связи вспоминается спектакль «Двойник» (Игезәк) театра Камала, поставленный по этой же пьесе. Его отличает чёткая логика художественного высказывания: в спектакле говорится о том, как опасен человек, решивший установить справедливость во всем мире, и что делает с личностью абсолютная власть – благородный Поэт, оказавшись на троне, превращается в кровавого диктатора. Однако после просмотра версии Алибека Омирбекулы хочется задать детский вопрос: а о чём был спектакль? Это тем более обидно, что постановка театральна, зрелищна, атмосферна и отличается сильными актёрскими работами. Так, безусловной удачей является роль Бирдебека в исполнении Энже Сайфутдиновой. Актриса подчеркнула в образе своего героя соединение кровожадности с ребячливостью, властолюбия – с детской жестокостью.
Альметьевцам традиционно хорошо удается комедийный жанр. Спектакль «Красотка» стал удачным результатом сотрудничества театра с тандемом из Перми, знакомым нам по фестивалю молодой режиссуры «Ремесло», – режиссёром Дмитрием Огородниковым и художником Ульяной Глумовой. Они же работали над спектаклем «Баязитова» в Буинском драматическом театре, о котором речь пойдёт ниже.
Для привлечения юных русскоязычных зрителей Альметьевский театр поставил сказку «Сокровище дракона» (режиссёр Вячеслав Поляков) на русском языке. А Альметьевский уличный театр «Лёгкие крылья» представил маленьким горожанам свою версию знаменитой сказки Андерсена «Снежная королева» под названием «В поисках Кая», сочетающую в себе драматическую игру, музыку и цирковое искусство.
Атнинский татарский государственный драматический театр им. Г.Тукая подал на конкурс 5 добротных спектаклей разных жанров: «Предложение» («Тәкьдим») по юмористической пьесе-шутке А.Чехова; драму «Судьбы, избранные нами» («Үзебез сайлаган язмыш») Т.Миннуллина; «А зори здесь тихие» («Сызылып таңнар аткан чакта») по повести Б.Васильева; музыкальную драму «Мой друг Ходжа Насретдин» («Минем дустым Хуҗа Насретдин») по мотивам повести Леонида Соловьёва «Возмутитель спокойствия» и детскую сказку А.Житковского «Фуня».
В преддверии 80-летия победы военная тематика оказалась особенно важной для театров республики. Неслучайно выбор Атнинского театра пал на спектакль «А зори здесь тихие» (режиссёр Рамиль Фазлиев, художник Сергей Скоморохов). Забегая вперед, скажу, что тема Великой Отечественной войны прозвучала и в спектаклях Бугульминского русского драматического театра («Варшавская мелодия»), Буинского драматического театра («Баязитова»), Мензелинского татарского драматического театра («Он вернулся» /«Ул кайтты»), Набережночелнинского татарского драматического театра («Дети 41-го» /«Без – 41нче ел балалары»; «Муса Джалиль»/ Муса Җәлил»).
В спектакле «Мой друг Ходжа Насретдин» Атнинский театр продолжил сотрудничество с режиссёром из Бурятии Сойжин Жамбаловой. Правда, в этот раз она выступила в качестве композитора. Автором инсценировки и режиссёром спектакля стал её отец, Саян Жамбалов. Имя Сойжин Жамбаловой хорошо известно в республике. Напомним, что она поставила на сцене Казанского татарского театра юного зрителя им. Г.Кариева замечательный спектакль «Сказки Хикмета», в качестве режиссёра возглавляла проект мэрии Казани «О чём поют деревья», посвящённый сказкам народов Поволжья, а её постановка «В ночь лунного затмения» («Ай тотылган төндǝ») по пьесе Мустая Карима в Атнинском театре была признана лучшим спектаклем большой формы на прошлогодней «Тантане».
Театр продолжает начатый в 2023 году совместный проект с ГИТИСом. Забавный и милый спектакль «Фуня» про миролюбивую травоядную крокодилицу был создан в рамках сотрудничества с главным театральным вузом страны. Его поставила в качестве дипломного проекта выпускница института Данна Афаунова.
Радует, что крепкая труппа Атнинского театра пополняется талантливой молодёжью. Так, начинающий актёр Ильназ Шакирзянов уже с первых шагов своей работы в театре создал ряд ярких ролей: Ломов в «Предложении» в постановке Дамира Сидеева, Эмир Бухарский в «Ходже Насретдине», Фасиль в «Судьбах, избранных нами» режиссёра Рамиля Фазлиева. Он заслуженно стал лауреатом конкурса «Тантана» в номинации «Дебют».
Бугульминскому государственному русскому драматическому театру им. А.В.Баталова в нынешнем году исполняется 90 лет. В свой юбилейный сезон театр порадовал двумя отличными спектаклями: «Женитьба» Н.Гоголя и «Варшавская мелодия» Л.Зорина. «Женитьба», имеющая богатую сценическую историю, в трактовке новосибирского режиссёра Александра Лебедева звучит удивительно свежо и неизбито. Нельзя не отметить и удачные актёрские работы: Агафья Тихоновна (Ольга Санчарова), сваха (Надежда Вышенская), «ансамбль» женихов, в котором выделяется трагикомический образ Жевакина, созданный Александром Кочетовым, и другие. В «Варшавской мелодии» московского режиссёра Анны Горушкиной жюри «Тантаны» особо отметило работу Лейсан Хабибуллиной в роли Гелены. Актриса неоднократно становилась номинантом и лауреатом конкурса. В этот раз она удостоилась специального приза журнала «Казань».
В Буинском государственном драматическом театре состоялись 3 премьеры: «Гульджамал» («Гөлҗамал») по рассказу Юнуса Миргазияна «Наш дом стоял под ивами» («Безнең өй өянкеләр астында иде») (инсценировка Лейсан Фаизовой); «Баязитова» по прозе Мухаммета Магдеева «Мы – дети сорок первого года» и музыкальная комедия «Рафинад» («Мишәрем – шикәрем») по пьесе Туфана Миннуллина.
Над спектаклем «Гульджамал» работала команда из Казанского татарского ТЮЗа им. Г.Кариева: режиссёр-постановщик Булат Гатауллин, художник-постановщик, художник по костюмам и художник по свету Дмитрий Солопов. На сцене разыгрывается драма главной героини Гульджамал в проникновенном исполнении Гульназ Гизатуллиной. Оторванная от своих корней, она всю жизнь одержима мечтой вернуться на родину, в дом под ивами. Чувствуя приближение смерти, она совершает отчаянную попытку бегства из благополучной Италии в мир своего детства. Спектакль получился поэтичным, негромким, проникнутым щемящей, ностальгической грустью.
В этом году востребованной оказалась повесть М. Магдеева «Мы – дети сорок первого года» об учащихся педагогического училища в годы войны. К ней обратились сразу два театра республики – Буинский в спектакле «Баязитова» и Набережночелнинский татарский драматический в «Детях 41-го» («Без – 41нче ел балалары»). Спектакли получились очень разными, при этом каждый хорош по-своему. Если челнинская постановка Олега Киньзягулова представляет собой полотно большой формы с многофигурными мизансценами, сыгранным актёрским ансамблем, несколькими сюжетными линиями, то в буинской версии режиссёр Дмитрий Огородников сосредоточил действие вокруг фигуры девочки по фамилии Баязитова и истории её поездки домой. Спектакль получился более камерным, при этом, мастерски выполненным. Главным же его достоинством является блестящая игра молодой актрисы Руфины Хаматдиновой, исполнительницы роли главной героини. Она вошла в список номинантов на лучшую женскую роль и удостоилась специального приза журнала «Сәхнә».
Спектакль «Рафинад» поставил Рустям Галиев, директор и главный режиссёр Нижнекамского татарского драматического театра. Тем самым он продолжает осваивать наследие Туфана Миннуллина, имя которого носит его театр.
Удачным оказался сезон для Зеленодольского музыкального театра. На его сцене состоялась премьера лайт-оперы «Мёртвые души» в постановке главного режиссёра театра Евгения Казанцева на музыку легендарного рок-музыканта и композитора Александра Пантыкина. Театр регулярно участвует в конкурсе «Тантана» и в этом году впервые стал лауреатом: Эльмира Мингазова, исполнительница роли Лизоньки, разделила с Ильназом Шакирзяновым из Атни победу в номинации «Дебют».
Русский драматический театр «Мастеровые» продолжает осваивать новое здание, изменившее лицо театра. На смену уютному театру-дому с семейными чаепитиями в фойе и маленькой блистательной труппой, пришёл современный театр, оснащённый по последнему слову техники, с несколькими сценами и многочисленными локациями, дизайнерскими интерьерами и большими возможностями. Увеличился состав труппы, открылись новые перспективы, выросли амбиции. Хотя, что греха таить, у поклонников театра нет-нет да просыпается ностальгия по прежним «Мастеровым». В этот раз театр предложил 2 работы различных форматов: спектакль большой формы «Педагогическая поэма» А.Макаренко в инсценировке Ярославы Пулинович и камерный спектакль «Фальшивая нота» по пьесе современного французского драматурга Дидье Карона. «Педагогическая поэма» «Мастеровых» –- единственный в России спектакль по самому известному произведению выдающегося педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко. Над ним работала команда из Санкт-Петербурга во главе с режиссёром Егором Чернышевым. Спектакль пользуется большим зрительским успехом.
«Фальшивая нота» идёт в постановке Радиона Букаева, главного режиссёра Казанского ТЮЗа. История, разыгрываемая двумя актёрами, Александром Братенковым и Кириллом Имеровым, начинается как комедия абсурда, но постепенно перерастает в трагедию, уходящую корнями в страшные события 1944 года. Пьеса и поставленный по ней спектакль, обращённые к человеческой памяти, сегодня актуальны, как никогда.
В репертуаре Мензелинского государственного татарского драматического театра им. С.Амутбаева появилось 4 новых спектакля. Как и в Бугульме, в Мензелинске была создана собственная версия «Женитьбы» Гоголя (режиссёр Марсель Махмутов). Если Атнинский театр, как уже говорилось, обратился к пьесе-шутке Чехова «Предложение», мензелинцев увлекли рассказы писателя, по которым режиссёр Булат Бадриев поставил спектакль «Осколки» в собственной инсценировке. Кроме того, была представлена драма А.Атнабаева «Он вернулся» («Ул кайтты») (режиссёр-постановщик Эдуард Шахов) и мелодрама «Мама» (автор и режиссёр Ильяс Закиров).
В этом ряду выделяется спектакль «Он вернулся» – драматическая история возвращения домой считавшегося погибшим Тимирбулата (Ильдар Халиков), за плечами которого остался ад плена и лагерей. В спектакле психологически точно передана трагедия человека, лишенного настоящего, и переживания его родных – матери (Разиля Муллина), жены, вышедшей замуж за другого (Динара Акматова), сына, выросшего с приёмным отцом (Рустем Авзалов). В художественном мире спектакля велика роль музыки (композитор Йусуф Бикчантаев), пластики (режиссёр по пластике Алина Мустаева), света (художник по свету Денис Иванов).
Удачным был прошедший год для Набережночелнинского государственного татарского драматического театра им. А.Гилязова. Он был отмечен 4 премьерными спектаклями: уже упомянутые «Дети 41-го» («Без – 41нче ел балалары»); популярная грустная комедия Ф.Булякова «Любишь – не любишь» (режиссёр Зульфия Галиуллина); музыкально-драматические спектакли «Салих Сайдашев» (автор Алина Хабибуллина, режиссёр Олег Киньзягулов) и «Муса Джалиль» (автор Айгуль Ахметгалиева, режиссёры Чулпан Аскарова, Энже Шигапова).
Спектакль «Дети 41-го» собрал рекордное количество номинаций. Победителем стал Ильфат Аскаров за роль учителя Халиля Фатхиевича в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
Постановки «Салих Сайдашев» и «Муса Джалиль» продолжают серию «Тут такое дело...», которую театр посвятил выдающимся деятелям татарской культуры. Этот важный просветительский проект стал обладателем специального приза Национального музея Татарстана.
Набережночелнинский государственный театр кукол поставил 3 разноплановых детских спектакля: «Сказка о царе Салтане» А.Пушкина; «Господин Скороходов» по рассказу Д.Мамина-Сибиряка и авторскую версию «Вокруг света за 80 дней» Ж.Верна.
«Сказка о царе Салтане» в постановке Ольги Штырляевой отличается свежестью режиссёрского решения, мобильной «играющей» декорацией, задорной актёрской игрой.
«Вокруг света за 80 дней» режиссёра Дмитрия Вихрецкого – изобретательный интерактивный спектакль, направленный на познание детьми окружающего мира.
А трогательная история дружбы сапожника Гаврилыча (Эдуард Гурлев) и неизлечимо больного мальчика Тихона Петровича (Егор Митрофанов) в спектакле «Господин Скороходов» (режиссёр Ильгиз Зайниев) принесла театру победу в номинации «Лучший спектакль для детей».
Нижнекамский государственный татарский драматический театр им. Т.Миннуллина выпустил один, но качественный спектакль – мелодраму «Детки-матери» («Әниләр һәм бәбиләр») по пьесе Т.Миннуллина (режиссёр, художник, художник по свету – Рамиль Фазлиев). Действие происходит в палате родильного дома, в которой находятся четыре женщины с разными судьбами и разным отношением к материнству. В женском ансамбле лидирует актриса Гульнура Галиева, исполнительница роли Гульфины, матери 12 детей. Она вошла в номинацию «Лучшая женская роль».
В Театре юного зрителя г. Нижнекамска в последние годы наблюдается очевидный рост. Это проявляется в качестве спектаклей, их энергетике и открытости к эксперименту. В ушедшем году афиша театра пополнилась 5 спектаклями. Они поставлены по «взрослой» и детской, русской и зарубежной классике: «Кентервильское привидение» О.Уайльда в постановке Натальи Пахомовой; мистическая комедия «Гробовщик» режиссёра Камиля Гатауллина по повести А.Пушкина; «Жил старик со своею старухой» – ироничная фантазия по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке» А.Пушкина от режиссёра Тимура Кулова; «Обломов иль Я» – спектакль Камиля Гатауллина по пьесе М.Угарова «Смерть Ильи Ильича», римейку романа И.Гончарова «Обломов»; созданный в цирковой эстетике «Волшебник изумрудного города» по книге А.Волкова в постановке актёра театра Павла Миннибаева. Во всех спектаклях царит атмосфера творческой свободы, юмора и молодого задора, но лучшим был признан «Гробовщик», разделивший с Альметьевским театром пальму первенства в номинации «Эксперимент». Это первая в истории «Тантаны» победа Нижнекамского ТЮЗа.
Как видим, театры республики живут полной жизнью, обогащая свою афишу спектаклями разных эпох, жанров, стилей.
Торжественная церемония награждения победителей «Тантаны» состоялась, как известно, 27 марта, в День театра, в новом здании театра Камала. С тех пор в репертуаре татарстанских театров появились новые спектакли. Но о них речь пойдёт в наших дальнейших публикациях.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
-
Камал театрының тарихи бинасы язмышы хәл ителде: анда Тинчурин театры күчә!
-
Илгиз Мөхетдинов гаиләсендә сөенеч!
-
«Ай булмаса, йолдыз бар» сериалын төшерә башладылар!
-
Габдулла - яктылык! Татар театрының атасы Габдулла Кариевның туган авылына сәяхәт
-
Мәдәни күпер салучы. Каюм Насыйри тууга 200 ел!
-
Казан Яшь тамашачылар театры 92 нче театраль сезонын тәмамлады
-
Камал театрында «Гөргөри кияүләре» спектакле 600 нче тапкыр уйналды һәм 119 нчы сезон ябылды!
-
Камал театры 119 нчы театраль сезонны яңа бинада япты!
Комментарий юк