Любовь и жизнь Миляуши Хайруллиной
Первый концерт композитора задал высокую планку для зрителей и исполнителей
20 сентября в ГБКЗ им. Салиха Сайдашева с триумфом прошел первый авторский концерт композитора Миляуши Хайруллиной. Прежде чем, рассказать об этом подробнее, нужно сделать оговорку. Миляушу я знаю много лет. Она мой друг, творческий соратник и очень близкий человек — и по творчеству, и по духу. Отсюда возникает вопрос: объективно ли я оцениваю ее концерт? В вопросах искусства полной объективности добиться невозможно — всегда остается место для вкусовых предпочтений. Я же хочу рассказать о том, как прошел концерт и почему это — уникальное событие для музыкальной жизни республики.
Еще на пресс-конференции, посвященной премьере оперы «Кави-Сарвар», Миляуша говорила о важности «инициативы снизу», о создании «национальной команды». Именно этим и стала в феврале 22-го года постановка оперы: инициатива шла от молодых национальных кадров, которых поддержало руководство республики. Эта же команда работала и над авторским концертом, с той лишь разницей, что к ней добавились новые имена и концерт был посвящен песенному творчеству композитора. Построенный исключительно на энтузиазме молодежи, он задал небывало высокую планку на всех уровнях: начиная от качества звука и заканчивая драматургией концерта.
За лаконичную режиссуру отвечал молодой режиссер и актер театра юного зрителя им. Г. Кариева Булат Гатауллин. Его световая партитура драматургически выделяла ключевые моменты концерта и придавала особый характер каждой песне. Сценарий составляла сама композитор. Этому же способствовали и презентационные слайды в обработке и верстке Алсу Хафиз. Во время концерта они транслировали тексты песен на татарском и русском языках, а также мысли Миляуши касательно композиций. Эта простая и гениальная идея помогла сделать концерт единым целым: два часа чистой музыки, без антракта и минимум слов пролетели на одном дыхании. Миляуша трижды брала в руки микрофон, чтобы обратиться к залу напрямую, и каждый раз это было в промежутках между тремя «актами» концерта — так, чтобы ловко переключить внимание зрителя и настроить его на следующий блок.
Блоков было несколько. Открывала вечер фортепианная композиция «Өмет җиле» из альбома «Мизгелләр» — ее Миляуша исполнила сама. Важно отметить, что на протяжении всего концерта композитор находилась на сцене за роялем, сопровождала музыкой каждого исполнителя, а помогал ей в этом оркестр Центра современной музыки им. Софии Губайдулиной под руководством Дмитрия Железнова. Дмитрий — давний друг и творческий соратник Миляуши. Чуть менее года назад на Международном фестивале современной музыки им. Софии Губайдулиной “Concordia” его коллектив впервые исполнил ее поэму «Шагыйрь» для хора и оркестра в шести частях на стихи татарских поэтов. Как и тогда, на авторском концерте всех удивило единение дирижера, оркестра, солистов и автора на сцене. Стоит сказать, что оркестровки всех песен Миляуша делала сама, поэтому зрители, пришедшие на концерт, могли услышать музыку Хайруллиной именно в авторской варианте. Большая редкость по нашим временам.
Лирический характер подхватил первый блок концерта. Он был посвящен философской тематике: любовь, жизнь, семья, творчество... Сложно выделить какую-то одну песню, потому что каждая дополняла предыдущую, но самой запоминающейся для меня стала премьера песни «Корабли», которую Миляуша написала в 14 лет. Ее исполнили Динар Шарафетдинов и Элина Сафина. После блестящего выступления настоящих звезд татарской сцены – Артура и Эльзы Исламовых – публика встретила Динара и Элину сдержанно, но буквально через пять минут эти два исполнителя покорили зал настолько, что их несколько раз вызывали на поклон. Вот так музыка Миляуши Хайруллиной раскрывает скрытый потенциал каждого исполнителя.
Эльза Исламова завершила первый блок концерта песней-поэма «Бәхетле булсын җырларым» на слова Разиля Валеева, написанной в память об ушедшей Хание Фархи. Медленно и неспешно — словно гигантский лайнер — песня набирала ход, чтобы на финальной ноте под мерный удар барабанов взмыть высоко в небеса... На экране в это время возникали имена звезд татарской эстрады, навсегда ушедших от нас, но оставивших в наследие свои песни: Альфия Авзалова, Ильхам Шакиров, Хамдуна Тимергалиева, Рафаэль Ильясов и теперь вот — Зуля Камалова. На такой трагически-возвышенной ноте завершился первый блок. Его сменил второй акт концерта, целиком посвященной театральной музыке.
Миляуша хорошо знает театр, чувствует его природу. Бесценный опыт, который она получила, работая над музыкой к спектаклям, помог ей в написании оперы “Кави-Сарвар”, где драматургия, психологичность образов, характерность, сюжетность были органично заложены в ее музыку. Эти же качества она проявляет и на уровне малой формы — песни. К примеру, «Песня Галии» из спектакля «...отосланные письма» давно полюбилась публике за свое по-настоящему широкое народное звучание. Ее исполнила актриса театра им. Г. Кариева Алсу Файзуллина, и, как всегда случается с песнями Миляуши, зритель прожил вместе с героиней песни целую жизнь за какие-то четыре минуты музыки.
На концерте впервые вне стен театра прозвучала композиция «Дога» из спектакля «Кәҗүл читек». Бесконечное количество раз, как священный зирк, повторялись слова свидетельства о том, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммад – Его посланник. Эта фраза звучала со сцена Большого концертного зала на мотив, который Миляуша услышала от своей бабушки, — так композитор перекидывает мостик от традиций к современности. Эта народная по своей природе мелодия звучит совершенно по-особенному, как торжество света и любви на тьмой. Ближайший аналог, пожалуй, «Аллилуйя любви» из мюзикла «Юнона и Авось». Такого соединения старинных салаватов и мюзикловости в татарской музыке еще не было. Уверен, Миляуша еще напишет свой мюзикл, который также удивит и порадует нас, как и композиция «Дога».
Кульминацией всего концерта стала презентация титанического труда — сольного альбома «Любовь и жизнь женщины» на стихи самой же Миляуши Хайруллиной. Альбом писался специально для Эльзы Исламовой, и тут Миляуша вновь раскрыла нам драматический и артистический талант певицы, первой исполнительницы партии Сарвар в опере «Кави-Сарвар». Как и в опере, Эльза предстала зрителям в образе многогранной лирической героини, проживающей разные моменты своей жизни: детство, первое свидание, свадебный танец с папой (Эльза в финале не могла сдержать слез — настолько сильным было воспоминание о своем уже ушедшем отце), воспитание детей... Финал песни — открытый: пока жива женщина, продолжается ее путь, полный надежд на будущее, в которое она смотрит с любовью, мудростью и благодарностью за все пережитое.
Вообще, любовь и благодарность — это темы главные темы концерта. Миляуша сама сказала со сцены, что все мы истосковались по теплоте и любви. Именно с чувством глубокой благодарности ушли с концерта зрители, ставшие свидетелями любви и жизни Миляуши Хайруллиной.
АВТОР – АЙДАР АХМАДИЕВ
Галерея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Комментарий юк