О юном Шайтане, магии страха и новом языке детского театра
Как сегодня привлечь в театр детей и подростков, живущих в мире гаджетов? Как конкурировать с бесконечными соблазнами интернета? Как по-настоящему увлечь юного зрителя татарским языком, культурой, фольклором? Как вписаться в его систему координат и говорить на языке, ему понятном и интересном?
Эти и подобные вопросы настойчиво задаёт себе актёр и режиссёр ТЮЗа им. Г. Кариева Булат Гатауллин. Он видит свою миссию не просто в том, чтобы служить в татарском детском театре, но и в том, чтобы сделать его местом силы, центром притяжения для подрастающего поколения. На это направлена вся его творческая деятельность. Поэтому неудивительно, что именно Булат стал обладателем гранта на конкурсе проектов, посвящённых изучению татарского языка и развитию татарской культуры «Υз телем», проводимого мэрией Казани. Это сделало возможной постановку спектакля «Шайтан. Он. Она», о котором пойдёт речь.
Но вначале несколько слов о режиссёрском дебюте Булата Гатауллина, без которого, мне думается, не было бы и нынешнего спектакля. Речь идёт о «страшной сказке» «Гульчечек», премьера которой состоялась в июне 2022 года. Постановка выросла из дипломного спектакля Булата на тему «Специфика работы режиссёра с актёрами в рамках творческих лабораторий на примере татарской народной сказки «Гульчечек». История бегства красавицы Гульчечек от злой свекрови, старухи-убыр, по воле режиссёра, превратилась в завораживающее мистическое действо. Эпический зачин в форме игры на кубызе; звучание плачей-мунаджатов, колыбельных и свадебных песен; ворожба с предметами – зеркалом, мукой, водой, камнем – погружают зрителя в глубинные слои народной культуры, в область древних верований, страхов, обрядов, суеверий.
Этот принцип работы с фольклором молодой режиссёр продолжает развивать и в спектакле «Шайтан. Он. Она» – своей второй постановке на сказочный сюжет. Премьера состоялась 3 декабря 2024 года. Спектакль поставлен по мотивам татарской народной «Сказки о Шайтане и его дочери». Инсценировка выполнена Лейсан Фаизовой, в течение ряда лет возглавлявшей литературно-драматическую часть театра Кариева. Сегодня она – завлит и заместитель директора по творческой и проектной деятельности русского ТЮЗа. Тандем сценариста и режиссёра оказался очень удачным. Лейсан Фаизова подобрала интереснейший этнографический материал, результат экспедиций фольклористов нашего края, а Булат Гатауллин талантливо преобразовал его в театральный текст. Таким образом, как и в случае с «Гульчечек», татарская сказка в своём сценическом воплощении вышла за собственные границы. Она интересовала режиссёра не только и не столько как занимательная история «из бабушкиного сундука», а, прежде всего, как порождение фантазии народа, как проекция его сознания. В спектакле «Шайтан. Он. Она» Булат идёт ещё дальше. Если в «Гульчечек» он пока оставался в рамках аутентичного и стилизованного фольклора, то здесь он создаёт причудливый микс: сказочный фольклор, помноженный на хоррор – современный жанр, столь популярный у сегодняшних подростков и молодёжи. К слову сказать, спектакль имеет возрастное ограничение 12 +. Режиссёр со своей командой создаёт «музыкальный хоррор» – масштабное зрелищное действо, с впечатляющими спецэффектами, выразительной пластической, музыкальной и световой партитурой, изобретательной разработкой эпизодов, что вполне отвечает клиповому мышлению нынешней юной аудитории и её привычке к потреблению визуальных образов.
В спектакле присутствуют два мира – обыденный и сверхъестественный. Начинается действие с бытовой сцены: деревенские женщины (Альбина Гайзуллина, Рамзия Закирзянова, Халида Сунгатуллина, Эндже Яруллина) бойко полощут на речке бельё и наперебой рассказывают друг другу «страшилки» о нечистой силе и происках шайтана. Эта сцена решена с юмором и обаятельным озорством. Посреди чёрного рваного задника – пасторальная картинка: деревня в зелени и лучах ласкового летнего солнца. Но внутри этого безмятежного мира уже вызревают едва уловимые признаки опасности: поодаль от женщин сидит незнакомый парень со странным бледным лицом (Инсаф Халяутдинов), вода в ведре одной из прачек внезапно чернеет, а темнота задника в любой момент готова поглотить мирную картинку. Но настоящее вторжение иной реальности начинается с рассказа рыбака (Фернат Насибуллин) о мужчине, который, сам того не ведая, обещал Шайтану собственного сына, то есть непосредственно с сюжета сказки о Шайтане и его дочери. Парень на берегу облачается в чёрное и оборачивается самим Шайтаном, действие начинается…
Цвет исчезает, сцену поглощает тьма, взрезаемая красными и белыми всполохами. Завораживающий, зловещий голос актрисы и певицы Алсу Файзуллиной, исполняющей роль «хора», знаменует появление инфернального. На протяжении всего действия она будет петь, шептать, говорить речитативом с заклинательными повторами, нагнетающими атмосферу страха, а в финале радоваться вместе с победившими героями. Между тем, перед зрителем в пластических и условно-метафорических картинах разыгрывается история юноши, отданного отцом Шайтану (Айрат Шамс): прощание с отцом (Искандер Низамиев) и матерью (Алсу Шакирова), приход к Шайтану, любовь к его младшей дочери (Гулюса Гибадуллина), выполнение заданий шайтана, бегство вместе с любимой, возвращение в родной дом и свадьба.
На протяжении всей сказки бытовой план соседствует со сверхъестественным. Деревенские жители мирно пьют чай с душицей, едят картошку, доят коров, судачат, подтрунивают друг над другом, а рядом разыгрываются жутковатые сказочные перипетии. Эта близость потустороннего, его ежеминутное опасное соседство внушает беспокойство и страх.
Главная цель хоррора, как известно, – напугать зрителя, вызвать у него чувство страха, тревоги, ощущение чего-то ужасного. На создание атмосферы страха нацелены все художественные средства спектакля – визуальные (художники – Дмитрий Солопов, Булат Гатауллин; художник по свету – Дмитрий Солопов), пластические (хореограф – Елена Музеева), музыкальные (композиторы – Айдар Абдрахимов, София Озджан). Страх испытывают все герои, постоянно находящиеся в состоянии предельного эмоционального напряжения: юноша, которого приносят в жертву Шайтану, его мать, обреченная отдать злобному извергу единственное дитя, отец, одержимый чувством вины, дочери Шайтана, испытывающие перед своим отцом благоговейный ужас (Камиля Шангареева, Альбина Нугманова, Лейсан Большова). Страх материализуется в крике, шёпоте, причитаниях, повторах, заговорах, в застывших лицах-масках, в учащённом дыхании, в механических действиях, в отчаянном танце лебедей-дочерей Шайтана и т.д. В результате в спектакле возникает магия, которая воздействует на все органы чувств, завораживает и не отпускает от первой до последней минуты. Особую роль здесь играет музыкально-шумовая стихия. Музыка была специально написана к спектаклю Айдаром Абдрахимовым и Софией Озджан при участии детей из музыкальной школы №18 им. М .Музафарова (куратор Ильзия Фатхуллина). Электронно-этническая музыка, современная по своему инструментарию, при этом отсылающая к древним мифологическим корням, как нельзя более отвечает задачам постановщиков.
Актёры существуют в этой стихии удивительно органично. Особая находка в спектакле – образ Шайтана в исполнении Инсафа Халяутдинова. Он молод и хорош собой, и только злоба, которую он не в силах сдержать, искажает красивые черты лица, корёжит и ломает тонкие руки. Здесь режиссёр отступает от сказочного канона, согласно которому злодеи, как правило, уродливы не только внутренне, но и внешне. Вспомним его «Гульчечек», в которой Убырлы – не страшная старуха, а эффектная ведьма в исполнении яркой характерной актрисы Алсу Шакировой, прекрасная и жуткая одновременно – современная реинкарнация зла. Образ, созданный Инсафом Халяутдиновым, порождение скорее не сказочной, а литературной и кинематографической традиции. Его необычный чёрный наряд со зловещим рисунком красных и белых кровеносных сосудов, килт, напоминающий одежду шотландских горцев; его странный шаманский танец – дикое, неистовое вращение, его одержимый бег, крик хищной птицы – всё это сливается в образ абсолютного зла, не лишённого, однако, особой, роковой притягательности. Инсаф Халяутдинов – актёр тонкого нерва, подвижный, как ртуть. Трудно поверить, что это его первая большая роль, по сути, дебютная работа.
Неудивительно, что название «Сказки о Шайтане и его дочери» претерпело изменение – «Шайтан. Он. Она». Несправедливо было бы обойти вниманием Парня, бросившего вызов самому Шайтану. В исполнении Айрата Шамса это скорее не сказочный, а вполне современный герой, который сражается не только с внешней злой силой, но и с собственными страхами. У Айрата это тоже первая большая роль и бесспорно актёрская удача.
Название спектакля отражает и столь важную для подростков тему любви, раскрытую в обаятельном дуэте Парня и Девушки (Айрат Шамс и Гулюса Гибадуллина). Эта линия завершается удивительной красоты свадебным обрядом в финале спектакля.
Психологически точен образ Матери с окаменевшим от горя лицом в исполнении Алсу Шакировой и снедаемого раскаянием Отца (актёр Искандер Низамиев). А женщины-болтушки точно ворвались на сцену из какой-нибудь татарской деревеньки близ Казани.
Нельзя не отметить согласованность всех элементов спектакля, их пригнанность друг к другу, художественный вкус, с которым было соткано это сложное многофактурное полотно. Спектакль кариевского ТЮЗа стал примером яркой сценической фантазии, смелого, самобытного освоения фольклора, современного театрального языка. Неудивительно, что он пришёлся по душе юному зрителю.
Фото – пресс-служба Театра Кариева
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
-
Казанда Александрин театрының Зур гастрольләре башланды
-
«Нәүрүз» фестивале кысаларында күрсәтелгән кайбер спектакльләрдән фоторепортаж
-
«Кеше китә - җыры кала»
-
«Хәрәкәттә-бәрәкәт» проектының 5 нче сезонына старт бирелде!
-
«Хәрәкәттә-бәрәкәт! Кил – бездә бик рәхәт!»
-
«Алмаш» гаилә җыены тәүге тапкыр оештырылды
-
Кариев театрында «Позывной Татарин» спектакле премьерасы узды
-
Камал театрының тарихи бинасында «Кайтаваз. Илһам Шакиров» концерты
Комментарий юк