Логотип
Хәбәрләр

В Казань вернулся Ахмед-бай

12 октября 2025 г. в Универсальном зале Татарского академического театра им. Г. Камала состоялся показ спектакля об удивительном человеке Ахмед-бае Хусаинове.

Историю Ахмеда Хусаинова привёз в Казань Оренбургский государственный татарский драматический театр им. Мирхайдара Файзи. «Каргалы егете» - так называется спектакль Растама Абдуллаева по пьесе Павла Рыкова «Полёт души не сбило злато». Невероятная история жизни парня из татарской деревни Каргалы настолько поразила воображение русского писателя, что он написал пьесу в двух действиях. Павел Рыков – поэт. Он смог в названии передать внутреннюю суть героя пьесы, человека широких взглядов и высокого полёта, талантливого коммерсанта и общественного деятеля, до последнего вздоха остававшегося верным своим принципам, человека чести, которого не развратили несметные богатства, но и не сделали его счастливым. На татарский язык пьесу перевёл поэт и прозаик Ркаил Зайдуллин.

Повествование это о реальном человеке, жившем более ста лет тому назад. Имя Ахмеда Галеевича Хусаинова вписано в историю татарского народа золотыми буквами. Он оставил значительный след в развитии нашей культуры, но, к сожалению, мы очень мало знаем о нём. И вот у нас появилась возможность познакомиться с личностью Ахмед-бая поближе.

Казанцы всегда с нетерпением ждут приезда Оренбургского татарского театра. И сегодня зрительный зал с трудом вместил всех желающих. Встреча с братьями Хусаиновыми состоялась в Универсальном зале нового здания театра им. Г. Камала.

  Личности старшего из братьев, Ахмеду, уделено в этой истории особое внимание. Противоречивость его характера интригует, иногда даже шокирует, но всегда восхищает. Как бы то ни было, Ахмед Хусаинов достоин оставаться в памяти народа, как человек, сделавший для него так много, как, пожалуй, никто другой. Яркая личность, неординарная и где-то эпотажная не может не заинтересовать современного зрителя. Тем не менее, что мы знаем о нём? – Только то, что он был золотопромышленником, миллионером, жертвовавшем средства на благотворительность. Но каким человеком он был? Как сумел приумножить свои капиталы настолько, что стал одним из богатейших людей дореволюционной России? Он был так богат, что мог жертвовать огромные средства без ущерба для своей казны, и обладал возможностью повелевать судьбами других людей. Более богатого человека было трудно представить. Новая система татарского образование, формировавшаяся в начале XIX в., многим обязана капиталу Ахмед бая. Не перечесть школ, построенных на его средства. Медресе, мечети, больницы, сиротские дома, столовые для бедных, даже церкви появились благодаря ему. Зарплату тысячам учителей, работавшим по новому методу на Урале и в Татарстане, он оплачивал из своего кармана. Учебные пособия тоже приобретались на его деньги, сотни талантливых детей получили образование благодаря его материальной помощи. При этом его финансовое положение было настолько упроченным, что казна коммерсанта не скудела. Может создаться впечатление, что Ахмед Хусаинов был высокообразованным, просвещённым человеком. Однако, его образования не хватало даже для того, чтобы читать и писать на родном языке. «Образование бы мне не помешало. Будь я грамотен, я бы смог сделать гораздо больше», - сетовал герой пьесы. Ахмеда Хусаинова сыграл заслуженный артист РТ Марсель Рахматуллин.

Подспорьем Ахмеда были его два брата Махмуд и Абдулгани. Правой рукой миллионера стал управляющий имением Мустафа Файзуллин. Младшим из многочисленных детей Мустафы был Мирхайдар, имя которого носит сегодня Оренбургский государственный татарский драматический театр. Разумеется, невозможно рассказывать о миллионерах Хусаиновых в отрыве от Мустафы, управлявшего их делами. Колоритная и вместе с тем несколько простодушная фигура Мустафы оттеняет благородство и бескомпромисность Ахмедбая. Мустафу сыграл Рамиль Султанов.

Многим ли из нас довелось лично знать своих прадедов? Думаю, что не многим. А я не застала даже своего деда. И тут неожиданно я услышала на сцене обращение: «Мустафа!» Вот это сюрприз! На сцене появился мой прадед.

С момента появления Мустафы на сцене я стала ловить каждое слово, каждый жест этого заботливого и трогательного старика, который был отцом моего деда Саедгарая и его многочисленных братьев и сестёр, в числе которых был и будущий драматург, сам Мирхайдар Файзи. Причём меня нисколько не обескуражило то обстоятельство, что воссозданный образ Мустафы Файзуллина несколько не соответствовал моему представлению о нём. Жаль, что Мустафа ничего не рассказал о своих детях, о своей жене Зайнаб и о своей собственной жизни, кроме того, что он любил рыбалку. Последнее обстоятельство стало для меня открытием, хотя, конечно, это могло быть лишь художественным вымыслом.

Надо понимать, что постановка и сама пьеса - художественное произведение, основанное на реальных событиях, поэтому, авторам позволительно что-то приукрасить, кое-что изменить в хронологии, прибавить красок, акцентов, о чём-то умолчать. Но невозможно приувеличить славу и мощь купца I гильдии и мецената Ахмеда Хусаинова, его роль в развитии торгового капитала в России конца XIX в.

Приятен мне был и образ Гайши абыстай, жены Ахмед-бая. Это она привечала, давая ночлег и угощая чаем Мирхайдара Файзи и его мать, когда они заехали к Ахмед-баю в его особняк, в котором чета Хусаиновых жила в Казани. Описывая этот дом в своих дневниках, юный Мирхайдар, восхищался его великолепием, современной архитектурой и убранством. «Азииатское дитя гор и степей», как он называл себя в шутку, «никогда не видывал такой красоты». Он описывал дом, который был «где-то двухэтажным, а где-то трёхэтажным. В большом зале, где Гайша абыстай потчевала их чаем, было восемь окон и восемь больших зеркал». Дом – под стать своему хозяину – величественный и строгий. Кстати, особняк Ахмедбая Хусаинова сохранился и по сей день. Располагается он как раз напротив нового здания театра Камала, на противопооложном берегу озера Кабан. Это дом на ул. Ш. Марджани, 42. На доме имеется мемориальная доска, сообщающая о бывшем хозяине дома. В советское время здесь располагался Дорожный техникум, а в наши дни - жилые апартаменты. Говорят, Гайша абыстай ещё много лет проживала в этом особняке после революции, в отведённой ей комнате. Одинокая, старая и слепая, она была хранительницей памяти её любимого супруга, но, скорее всего, ни с кем ею не делилась в силу определённых обстоятельств. Не известно, кто за ней ухаживал, но говорят, что в хорошую погоду её выводили во внутренний домик особняка погреться на солнышке.

Роль Гайши абыстай восхитительно сыграли две актрисы: Элиза Яхина и Гульгена Алимова. Гайша-символ татарской женщины, любящей, покорной обстоятельствам, хранящая очаг и верная спутница своего супруга. Гайша – тихая гавань, где уставший от дел и от жизни супруг находит отдых и успокоение. Хусаиновы - традициоонная татарская семья, где муж занят делами, умножением капитала, общественными вопросами. Пол жизни его проходит в разъездах, а супруга ждёт любимого мужа, готовится к встрече с ним. К сожалению, бедной Гайше не хватило заботы постоянно отсутствовавшего мужа. Они потеряли ребёнка, и больше у четы детей не родилось. Боль потери сопровождает героев всю оставшуюся жизнь.

Тема одиночества и чувства вины, как следствие душевной травмы, проходит красной нитью через весь спектакль, пронизывает всю жизнь главного героя. Слово «одиночество» не произносится в пьесе ни разу, но оно-во всём: в облике главного героя, в его поступках, в звуковом оформлении спектакля: шуме проносящегося поезда, завывании снежной бури, которая как будто хочет заморозить насмерть всех, кто в неё попадёт. А на сцене в этот момент только он, богатейший и несчастнейший из людей.  Он мужественен и мудр. Это человек слова и дела. Он может преподать урок нравственности любому. Сам же он чрезвычайно своеобразен. У современников вызывало недоумение то, как скромно он одевался и то, что он никогда не посещал рестораны, покупал самые дешёвые билеты на поезда, путешествовал с котомкой за плечами, где лежали харчи на дорогу. Трудно было заподозрить в этом страннике одного из самых богатых людей России.

Фигура Ахмед-бая одиозная, вызывающая много споров, заставляющая задуматься над вопросами, на которые вряд ли кто-то сегодня в состоянии дать ответ. Что давало ему ощущение абсолютной уверенности в собственной правоте? Откуда эта смелость, граничащая порой с безрассудством? Отчего его всегда тянуло в дорогу? Почему он не мог оставаться в своём райском уголке, который он создал для своей семьи? Сделало ли баснословное богатство его счастливым?

Автор пытается дать ответы на эти вопросы глубоким проникновением жизнь и психологию человека так дорожившего каждой минутой своего времени и каждой заработанной копейкой, требовательного и строгого к себе и к другим. Но на то это и театр, чтобы уводить зрителя в неведомые дали и оставлять там, не давая готовых ответов.

Прожив жизнь, мы часто задумываемся о том, как мы жили, через что пришлось пройти, чего мы добились, что стало с нашими мечтами, всё ли мы сделали из того, что обещали себе и другим, смогли ли реализовать свои таланты, насколько высок был полёт нашего вдохновения. О чём-то приходится и пожалеть, но, к сожалению, уже ничего исправить нельзя. А то, что мы приобрели – неоценимо. Это жизненный опыт, мудрость поколений, которые хочется передать детям и внукам. А если детей нет, то в чём смысл этого опыта? Спектакль «Каргалы егете» (оригинальное название «Полёт души не сбило злато»)-философское осмысление жизни человека. Это произведение служит назиданием нам. И мы, сегодняшние зрители, переполнены сочувствием к трагической судьбе героя пьесы. Он оставил после себя несметные богатства, многочисленные результаты своей благотворительности. Отчего же он так тревожится, заканчивая свой жизненный путь? Старый одинокий человек задаётся философским вопросом, а прав ли он, так ли надо было жить? Мы все уходим с этой мыслью, возрождая картины нашей жизни в памяти. И у Ахмед-бая вся жизнь прошла перед глазами в его последний вечер.

Ахмед-бай многим помогал, но жил и действовал сообразно своим представлениям о справедливости и не терпел иждевенчества. Смыслом своей жизни он видел распространение грамотности среди татар. Он понимал, что все беды народа - в безграмотности и невежестве. Горечь и обида за свою нацию, где грамотный человек был на вес золота, двигали его поступками. Для него было счастьем служить той миссии, которую он сам для себя определил. Он считал, что раз у него есть возможность изменить состояние просвещения и системы образования, то он за это в ответе и должен влиять на ситуацию. Он делал всё, чтобы изменить положение вещей, когда даже такие, как он, не умеют ни читать, ни писать. Он не мог жить по-другому, т.к. испытывал ответственность за судьбу народа и за судьбы отдельных людей. Он делал для тысяч детей то, чего не смог сделать для своего не выжившего в роковой час ребёнка, передав нереализованную родительскую любовь сотням других татарских ребятишек.

Да, не прост был Ахмед-бай. Не простым было и время, когда он жил. В пьесе затронуты все обстоятельства общественной, религиозной и политической обстановки эпохи, когда формировалось мировоззрение предпринимателя и своего рода философа Ахмеда Хусаинова.

Это было время, когда традиционный уклад и прогрессивные веяния сталкивались, порождая новые смыслы. Вековые устои сопротивлялись изменениям во всех сферах жизни народа. Всё это мы видим в постановке. Старое тормозило развитие, а новое вызывало раздражение одних и восхищение у других. Время давало новые возможности, но только решительные и смелые, дальновидные и прозорливые могли воспользоваться этими ресурсами, обратив их во благо себе и своему народу. Одним из таких предприимчивых людей был Ахмед-бай Хусаинов.

Однако пьеса рассказывает не о том, какими талантами предпринимателя и коммерческой изворотливостью надо было обладать осиротевшему подростку из татарской деревни Каргалы (роль юного Ахмеда исполнил Артём Ахмедов), чтобы превзойти по результатам своей деятельности чуть ли не всех преуспевающих коммерсантов России и стать «королём» татарского торгового капитала. Можно было указать число созданных им рабочих мест, перечислить количество построенных школ, мечетей, медресе, больниц, столовых для бедняков, сиротских домов, отметить сумму заработанных им миллионов, назвать торговые дома, открытых им в Москве, Питере, Берлине, Лондоне и крупнейших центрах Средней Азии. Всё это уже произвело бы впечатление на зрителя. Вместо этого показан дух и величие человека свободного и достойного, обладавшего ранимой и тонкой душой.

Вот такая неординарная личность была в татарской истории. Мы признательны автору пьесы, Павлу Рыкову, обратившему своё перо на этого выдающегося персонажа. Благодарим художественного руководителя Оренбургского драматического театра им. М. Файзи, воплотившего идею драматурга на сцене, оживившего образы купцов Хусаиновых. Коллектив театра создал национальную драму, обогатив пьесу красивыми народными песнями и танцами, показал нам быт и обычаи татар конца XIX-начала   XXвв. Спасибо Вам за этот экскурс в историю народа! Мы словно погрузились в атмосферу жизни наших дедов и даже встретились со своим прадедом Мустафой, которого сыграл Рамиль Султанов.

Любуясь красивыми танцами, я подумала, что именно так, танцевали наши бабушки и деды. Божественное пение Риты Иткуловой (Фахрутдиновой) покорило сердца всех, кто был в зале. Даже у тех, кто не владел татарским языком, на глаза навернулись слёзы. Такова сила искусства.

Театр призван возрождать картины былого, отражать настоящее, показывать нам нас же самих с неожиданной стороны и рисовать образ будущего. Только в театре возможна встреча с минувшей жизнью народа, семьи, с ушедшими людьми. Театр даёт нам возможность не забыть наше прошлое, то, какими были наши деды и как они жили. Татарский театр призван популяризировать нашу культуру, напоминать о ярких страницах истории народа и о тех, кто прославлял Отчизну своими делами.

Оренбургский татарский театр дорожит памятью предков, родным языком, традициями, сохраняет и популяризирует народное творчество, произведения татарских классиков и воспевает национальных героев.

Трудно переоценить значение объединяющих творческих связей между татарскими театрами. Оренбургский государственный татарский театр им. Мирхайдара Файзи стал первым из татарских театров, приехавших в Казань поздравить коллектив Татарского академического театра им. Галиасгара Камала с Новосельем! Родные Мирхайдара Файзи, приглашённые на спектакль «Каргалы егете», присоединяются к этому поздравлению! Многие из нас тоже впервые попали в новое здание Театра Камала и нам очень хотелось, чтобы убранство театра перекликалось с описанием величественного особняка человека, который стал героем сегодняшней пьесы. Это бы помогло нам сразу же погрузиться в атмосферу давно прошедших дней. Реальность же превзошла все наши ожидания. Оказавшись в великолепном пространстве, расписанном национальными узорами, я ощутила себя в настоящем храме искусства. Вспомнилось описание Мирхайдаром абый дворца Эмира Бухарского, где стены были расписаны восточными узорами и сверкали от золота и драгоценных камней. Подобно персидскому шатру, роскошная зала Фойе театра манила восточными мотивами, будоража воображение. Смелость, размах, строгость и великолепие обстановки настраивала на встречу с чем-то загадочным и значительным. Впечатление усиливали проплывающие над нами облака, видимые сквозь прозрачные своды кровли. Подобно Мирхайдару абый я готова была воскликнуть, что никогда не видела такой красоты.

И встреча с великим состоялась. Величие души и благородство деяний гениального предпринимателя затмили свет внешнего великолепия, окружавшего нас, заставляя смеяться и плакать над судьбой нашего славного земляка.

Нам всем хочется жить в памяти людей, в памяти потомков. «Кто вспомнит обо мне через 15,20…30 лет?» - задаётся вопросом Ахмед-бай. Почти 120 лет прошло после ухода из жизни человека, сделавшего для соотечественников больше, чем кто-либо.

Театр им. Мирхайдара Файзи выполняет сегодня желание Ахмеда Хусаинова и рассказывает нам о его былой славе и его благих делах.

«Татары быстро забывают», -сокрушался герой пьесы, не веря, что его будут помнить. - Мы помним тебя, Ахмед абзый! И гордимся тем, что такой человек был в нашей истории. Мы благодарим Оренбуржцев за прекрасный спектакль, напомнивший нам о братьях Хусаиновых, и поздравляем с двойным юбилеем - 35-летием театра и 120-летием татарского театрального движения в Оренбурге!

 

Внучатая племянница Мирхайдара Файзи Диляра Мухамедьярова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Комментарий юк

Видео

  • Сәхнә сере - Зөлфия Нигъмәтҗанова белән әңгәмә

    Сәхнә сере - Зөлфия Нигъмәтҗанова белән әңгәмә

Барлык яңалыклар

Аудио

  • 21 мая 2021 - 16:32

    «Кария-Закария» 2021

    «Кария-Закария» 2021